Правовое обеспечение борьбы с эпидемией (закон и практика): краткая аналитика. Часть 2
Что мы имеем на данный момент: никакого правового акта о введении в стране ограничительных мероприятий (карантина) Правительством РФ не принято. Карантин официально не введен.
Хотя это можно было бы сделать в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2) Что же позволяют сделать другие законы. Вот, в частности, еще один административно-правовой режим для ведения эффективной борьбы с пандемией коронавируса предусматривается Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Это режим чрезвычайной ситуации. В ст. 1 названного закона такой режим определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Этот Федеральный закон содержит общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан, населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Он формулирует основные понятия, устанавливает принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в этой сфере, устанавливает права и обязанности граждан и организаций (объединений) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулирует государственную управленческую деятельность, предусматривает порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.
Этим законом (ст. 18) гражданам также гарантируются права, такие, в частности, как: - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; - обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; - на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и др. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
На решение задач борьбы с эпидемией в режиме чрезвычайной ситуации, в том числе на обеспечение прав и гарантий граждан, в названном законе также предусматривается необходимое финансирование. В ст. 24 (п.п. 1 и 1.1) закона сказано: финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера … является расходным обязательством Российской Федерации; а регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться и за счет средств федерального бюджета.
О введении режима чрезвычайной ситуации. В силу ст. 10 названного закона: - решение о введении режима чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации (либо на ее части) в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера принимает Правительство РФ. Оно же устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении такого режима.
Этим же Федеральным законом предусмотрена возможность введения режима чрезвычайного положения. В ст. 10 сказано, что Президент РФ вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
«Режим повышенной готовности». Буквально несколько дней назад в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера появился еще один вид административно-правового режима – «режим повышенной готовности». Видимо, из-за законотворческой спешки определения данного понятия в законе не дано, он лишь упоминается в контексте полномочий федерального Правительства и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.п. «а 1», «а.2» ст. 10; п.п. «м», «у», «ф» ч. 1 и ч. 1.1 ст. 11) .
В отличие от ранее описанных режимов, ни финансового, ни материального обеспечения такой режим не имеет, во всяком случае в законе об этом ничего не предусмотрено. Полагаю, что это не случайная ошибка. Видимо, для этого его и выдумали в ситуации, когда законом предусмотрены возможности для введения режимов: - чрезвычайного положения, либо, чрезвычайной ситуации или, на «худой конец», карантина. В общем, как говорится, на скорую руку, появился еще один административно-правовой режим – юридически недоразвитый «режим повышенной готовности».
В действительности и режим повышенной готовности на федеральном уровне Правительством РФ также не вводился. Зато фактически он уже введен в действие решениями некоторых региональных властей и, к сожалению, предусматривает ограничения прав и свобод граждан.
Воробье Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ
Продолжение следует...
Считаете ли вы правильным, что Правительством не введен режим чрезвычайной ситуации
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: