Аппарат мирового судьи: правовая природа и структура
Отправным моментом исследования правовой природы аппарата мирового судьи является представление о мировом судье как организационной форме нижестоящего звена системы судов общей юрисдикции, как местного односоставного суда. Такое представление о мировом судье вполне обоснованно в юридической литературе и находит свое отражение в предложениях по совершенствованию законодательства о мировых судьях.
Рассматривая мирового судью как односоставный суд — мировой суд, следует остановиться на обеспечении его деятельности, возложенном на аппарат мирового судьи. От эффективной работы аппарата во многом зависит степень выполнения мировым, судьей возложенных на него задач по защите, прав граждан и организаций, качество судебной деятельности.
Положениями ст. 9 Федерального законам «О мировых судьях в Российской Федерации» осуществлено правовое регулирование организации и деятельности аппарата мирового судьи: «Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются, государственными служащими; соответствующего субъекта Российской Федерации»СНОСКА.
В силу новизны данного явления, отсутствия четкости в правовом регулировании правового статуса аппарата мирового судьи, а так же в связи с различными подходами региональных законодателей к определению статуса аппарата, мирового судьи возникает необходимость в анализе правовой природы названного аппарата.
Вопросы создания, структуры и штатной численности аппарата суда общей юрисдикции регулировались Законом РСФСР «О судоустройстве: РСФСР» от 8 июля 1981 г. С принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 30 декабря 1996 г. правовое регулирование правового статуса аппарата суда было осуществлено на самом высоком законодательном уровне — уровне федерального конституционного закона. Аппарат суда, по смыслу ст. 30, 32 названного Закона, представляет собой определенный механизм для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти. Согласно ст. 32 закона о судебной системе «аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда», что обусловливает понимание аппарата суда как неотъемлемой части суда, его структурного подразделения.
Данное представление об аппарате суда и его правовой природе как подразделения суда, как структуры, входящей в судебную систему, не может быть истолковано иным образом применительно к тем или иным аппаратам судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.
В силу сказанного аппарат мирового судьи есть структурное подразделение мирового судьи, понимаемого как нижестоящее звено судов общей юрисдикции, обеспечивающее его работу и принадлежащее к структурам судебной власти.
Суть и правовая, природа аппарата мирового судьи, предопределена федеральным законодательством и не может быть изменена законами субъектов РФ. Вместе с тем региональному законодателю предоставлено право устанавливать структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи.
Реализуя указанные полномочия, отдельные субъекты Российской Федерации включили аппараты мировых судей в штат органа, созданного для организационного обеспечения деятельности мировых судей.
Проблемы аппарата мирового судьи :проблемы правовой природы и организации работы
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: