Архивы семейных документов! (часть 1)
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик сообщил в эксклюзивном интервью "РГ", что у граждан в ближайшее время появится возможность создавать у нотариуса цифровые архивы своих важных юридических и любых других электронных документов. Соответствующий закон вступает в силу в этом году.
Договор о покупке квартиры, брачный контракт, какие-то старые справки, которые лучше не выкидывать, так как могут пригодиться, и многое другое можно оцифровать и сдать на хранение нотариусу. Это будет своего рода тайник за семью печатями, куда не проникнет ни один хакер: нотариусы пользуются закрытыми от посторонних каналами. Ничего не потеряется, ничего не попадет не в те руки.
При этом сам человек в любой момент сможет воспользоваться своими документами, в том числе направить в нужные инстанции: нотариусы подключены к электронной системе взаимодействия государственных органов. Плюс подобные нововведения призваны стать гарантией защиты граждан от мошенничества с недвижимостью и прочего обмана. В целом ограничительные меры, принимаемые в связи с пандемией коронавируса, значительно ускорили внедрение многих цифровых услуг.
В условиях ограничительных мер мы понимаем, насколько востребованными в любом случае будут уже известные и ожидаемые возможности обратиться к нотариусу через интернет, чтобы совершить некоторые нотариальные действия удаленно, или дистанционное удостоверение сделок. Но есть и другие новеллы. Например, новый закон вводит совершенно новое нотариальное действие - принятие на хранение электронных документов. Уверен, что у этого действия большой потенциал, и оно будет пользоваться спросом у россиян. Сразу уточню, что под документом здесь подразумевается не только текстовый файл, но и программные коды, фотографии, видео-, аудио-и любые другие файлы.
Документы на квартиру, договоры можно будет оцифровать и сдать нотариусу на хранение, это и гарантия от мошенничества с недвижимостью
Кому и когда может понадобиться услуга по хранению цифровых файлов у нотариуса?
Такими электронными файлами, безусловно, удобнее и проще пользоваться, чем теми же бумагами или аналоговыми записями, передавать их, копировать. Кроме того, все большее распространение получают и юридически значимые документы в электронном формате. Законом уже предусмотрена возможность создавать и использовать такие документы даже без покупки личного ключа, так называемой усиленной электронной подписи.
Скоро можно будет просто зайти в ближайшую нотариальную контору, где нотариус придаст электронному файлу юридическую значимость путем его удостоверения своей усиленной квалифицированной цифровой подписью. А этот документ уже можно легко переслать, что сегодня, опять же, становится гораздо более востребованным действием.
И вот представьте, что все те документы, которые сейчас большинство из нас хранят в домашних или офисных сейфах или даже в коробках на антресолях, будут оцифрованы. Плюс к ним добавится еще столько же новых документов, но уже изначально оформленных в электронном виде. У многих среди них будут и самые разные договоры, и правоустанавливающие документы на имущество, и разного рода доверенности, и какие-то важные рабочие документы. Готовы ли вы просто так взять и сбросить все это "добро" в одну папку на рабочем столе компьютера или, к примеру, перекинуть такие файлы в "облако"?
Почему, собственно, нет?
Здесь не нужно глубоко разбираться в IT-технологиях, чтобы понимать, что такие варианты хранения значимых с правовой точки зрения документов очень рискованны. Взломав ваш компьютер или аккаунт в облачном хранилище, к ним легко могут получить доступ посторонние лица. Ваши документы могут быть украдены, безвозвратно удалены или повреждены. А те же жесткие диски или флешки могут просто выйти из строя. И вы можете столкнуться с ситуацией, что через несколько лет потребуется прочитать лежавшую в закромах флешку, а она будет уже пустой. Срок хранения у накопителей не бесконечен.
Именно для того, чтобы гарантировать сохранность цифровых файлов и документов, в практику нотариусов и вводится новое нотариальное действие.
Есть и другая ситуация, когда передача электронных документов нотариусу может быть очень кстати. Дело в том, что нотариус может не только хранить файлы, но и удостоверить факт их передачи по месту требования. Это уже другое нотариальное действие, которое особенно актуально, когда тот, кому вы должны передать те или иные документы, вдруг куда-то пропадает.
Здесь важно понимать, что, несмотря на то что контрагент не доступен физически, обязательства по своевременной передаче ему того или иного документа с вас никто не снимает, а их невыполнение грозит санкциями. Сам нотариус при этом не будет видеть содержания файлов, они попадут к нему уже в зашифрованном виде. Кстати, передача на хранение нотариусу электронных файлов может быть полезна и с точки зрения вопросов защиты авторских прав.
Сейчас нотариат уже предлагает гражданам и бизнесу возможность передачи документов, например, в ведомства, которые ограничили личный прием граждан, через нотариуса. Он самостоятельно передаст необходимые документы (теперь и в цифровом виде). А если это будет невозможно сделать, зафиксирует факт исполнения заявителем своих обязательств.
Направить электронный документ на хранение нотариусу возможно будет исключительно в удаленном формате. То есть специально идти в нотариальную контору не придется - все документы передаются нотариусу в режиме онлайн. А вот обратиться, чтобы передать документ через нотариуса, в том числе в электронном виде, можно уже сегодня - нотариус может перевести документ из бумажной формы в цифровую с сохранением его юридической силы. С учетом текущей ситуации ценность таких новелл более чем очевидна.
С помощью нотариуса можно переслать, скажем, доверенность из Москвы в Иркутск в течение нескольких минут и заплатить за это в районе 150 рублей.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: