О тонкостях в литературном творчестве. Ответственность писателя за свои слова
Казалось бы, если у тебя есть талант или просто тяга к писательству, то излагай душу на бумаге. Сколько тебе влезет - и это правда здорово. Если человек пишет "в стол", т.е. не собирается опубликовывать произведение, то и претензий никаких к нему не будет. Но если же автор планирует детище выставить на публику, то здесь могут вылезти множество нюансов.
Законодательство у нас меняется каждый Божий день, не обходит стороной и книжную сферу: вчера можно было писать о подростках, балующихся наркотой - сегодня нельзя, если только с клеймом "18+"; вчера можно было рассказывать подробности из жизни какого-то политика, включая огрехи, а сегодня это уже преступление.
Оказывается, даже очень безобидные вещи, описанные писателем в художественной литературе могут стать поводом для административного или уголовного наказания.
Если сегодня ответственность писателя с правовой точки зрения еще "так себе терпимо", то завтра может случиться как с мультиками "Чипполино" и "Ну, погоди". Так что, друзья, давайте разберем данную тему на моих примерах, на моих ошибках (исправила и удалила из книги), чтобы они не возникли они и у вас в будущем.
Бытовые и боевые идеи в книгах
В моей фантастической повести для подростков есть сюжет, где второстепенный персонаж собирается применять оружие против врагов (неизвестные существа, которые уничтожаются огнем и электричеством), но это оружие из подручных средств за неимением лучшего. Изначально я описала подробно, как он изготавливал факелы из медицинских средств, каким образом поджигал их. Идея у меня возникла не на ходу, а из личной практики. Мой супруг в качестве редактора проверял текст и то и дело спрашивал: надо бы попробовать, надо бы попробовать, а то я сомневаюсь, что такой способ сработает.
И я подумала: а если подросток, читающий книгу, додумается тоже применить данный способ без соблюдения техники безопасности и без мозгов в голове? Вот оказывается, за что могут наказать автора: за опасную идею. В "Ютубе" при съемке опасных трюков авторы подписывают, а потом еще и в тексте дублируют: "Не повторять!" В книге такое тоже можно написать, но лучше не играть с судьбой, а скрыть подробности изготовления от греха подальше.
Вредные привычки и 18+
Книгу я писала в 2003 году, когда в литературе не было столь жестких ограничений. Соответственно, курящий подросток - это была ерунда. Сейчас же законодательство требует, чтобы заядлые курильщики и попивающие винцо сразу клеймились знаком "18+", о чем были шокированы даже наши издательские юристы и толком не могли ответить на вопрос.
Мой главный персонаж - некурящий, прилежный пятнадцатилетний подросток. Где-то на середине книги появляется его двойник из параллельного мира, которого случайно застает подружка главного героя. Пацан дымил на балконе словно заядлый курильщик. Девчонка была в шоке, сделала замечание (она подумала. Что это ее приятель, а не его двойник), тот сразу потушил сигарету. Потом еще один или пару раз похожая сцена встречалась чуть дальше, ближе к концу повести.
Напомню, что книга адресована подросткам, молодежи, в начале 2000-х все это не клеймилось "18+" (люди были умнее, даже подростки?), сейчас же, как утверждают правила публикации, герои не должны часто курить. То есть допустить это можно, но чтобы это было нечасто (вуаля!), то есть автор может столкнуться в следующий раз с проблемой, если законодумцы потребуют курение, алкоголь и даже безобидные объятия девушки и парня без вопросов клеймить "18+". А т.к. авторам свойственно по каким-либо причинам переиздавать книги, то проблема может коснуться и очень остро.
Поэтому желательно уже сейчас прорабатывать сюжеты очень внимательно, взвешивая все риски, если у вас есть следующие подробные "безобидные" сцены:
-изготовление оружия из подручных средств;
-изготовление опасных веществ (вспоминается польско-австралийский сериал "Чародей", где ребята изготавливали пороховые "бомбочки");
-применение небезопасных бытовых способов (например, сование металлических предметов в розетку с целью показать какой-нибудь мастер-класс, даже если это фэнтезийная или фантастическая повесть (это надо учитывать));
-сцены любви с откровениями (поцелуи пока что не считаются), выяснения отношений с применением физической силы;
-если персонажам нужна медицинская помощь, не должно быть никаких названий лекарств, а порою не должно быть подробностей манипуляций, например, у человека остановка дыхания из-за отека горла, после чего персонаж делает трахеотомию и автор описывает, как он это делает (за это можно поплатиться пусть не сейчас, но в будущем, если не дай Бог кто-то из читателей додумается сделать так же в жизни, а потом сошлется на автора).
Пожалуй, это далеко-далеко не единственные примеры. Разумеется, автор нехудожки (non-fiction) несет больше ответственности за свое детище, особенно если он как врач, юрист, психолог дает подробные рекомендации для читателей. Поэтому, он отдельно по своей специализации должен выяснить, о чем нельзя писать в книге, как правильно предупредить читателя о рисках, чтобы снять с себя ответственность.
И это мы уже не говорим о том, что запрещено писать о пропаганде террора, войн, наркотиков, насилия, религиозных конфликтов и т.д. То есть помимо этого есть большинство очень тонких нюансов, которые потом могут стать большой ценой даже его свободы (не сейчас, так в будущем, ведь мы не знаем, что придумают завтра или послезавтра "заботливые" власти.
Оказывается, даже Есенин, Пушкин, граф Толстой сегодня или завтра могут оказаться жестоко наказанными за какой-то фрагмент текста, а ошибки писателей - это не только грамматика, стилистика, но и ответственность за свои слова, содержание, смысл и цель текста. Здесь кроются его несвобода или наказание штрафом, например. По-любому автор перед началом писательства должен себя спросить: зачем я хочу показать публике свое творение? Лично я всегда задаю себе этот вопрос. И я всегда четко отвечаю на него, но опять-таки, следите за подробностями в сюжете.
Так какую ответственность несет писатель за свое творение? Какую угодно. Ваше произведение - нетленка, если вы опубликовали детище, то, скорее всего, оно сохранится надолго, если вы не попросите издательство, модераторов сайта удалить раз и навсегда, но помните о том, что есть "пиратки", на которые незаконно сливаются книги, если читатель найдет ее там, а книга будет удалена с законных сайтов, то доказать свою непричастность может оказаться сложно. И если, не дай Бог, читатель опробует в реальности действия персонажей и при этом получит горький опыт, то можно ожидать даже повестки в суд. Напомню еще раз: сегодня, может, вам повезет, т.к. закон еще не настолько жестокий, а завтра может стать по-другому. Всем творческих успехов и внимательности!
Я вас не пугаю, просто если вы пишете книги, то обязательно пересмотрите их на наличие запрещенных и потенциально запрещенных фрагментов, сцен. Если есть сомнения, обсудите с опытным литературным юристом (в каждом издательстве есть этот специалист).
А вы пишете и публикуете книги?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Мне тоже интересно было прочитать ваш материал и кое-что почерпнуть для себя. Моя первая книга с фантастической повестью также написана для подростков 12+, как оценили ее в издательстве. Идея в повести тоже заключена своя. Ваши советы полезно сохранить на будущее. Спасибо!
Благодарю, коллега!
Цензура ах, цензура ах, цензура.
Точно, вот о цензуре не напомнила. Одному моему коллеге, который написал в книге прикрытый мат все равно влепили 18+.
Мнение о статье не положительное и не отрицательное, просто автор статьи написал своё мнение и это положительный фактор одного из множества литературных произведений, которые уже написаны, пишутся и будут написаны не взирая на "цензуру",цензура может быть одна у писателя-совесть, воспитанность и помыслы в создании произведения, как в литературном жанре и кинемато́графии. Каждый человек в своей жизни вёл свой дневник, писал сочинения в школе, как он провёл энное время, что видел, слышал, какое мнение, восприятие, сознание получил на будущее своё-путь, цели, мечты, творчество. Каждый получает путёвку в жизнь, получает образование по своей воли или по воли судьбы, становится инженером, врачом, писателем, журналистом, рабочим, служащим и т.д.,но некоторые люди свои записи продолжают писать (не обязательно творческие в литературе) для себя, для своего потомства, бывает для своего "я"и здесь нет ни чего плохого. Многие произведения были созданы на почве таких же мемуаров, конечно подкреплённые архивными фактами подлинности в той или инной мере (архивы тоже могут гореть, переписываться, дополнятся на 50/50 разносторонней информацией), к примеру «Тайный советник вождя» — роман В. Д. Успенского, написанный в 1953—2000 годах. Первая часть романа опубликована 70-тысячным тиражом в 1988 году в алма-Атинском журнале «Простор»,кто внимательно читал это произведение, тот понимает, что данное произведение создавалось почти 100 лет.
P.S. Так что и нынешнее время и прошедшее, всё описано, пишется и создаётся не зависимо от какой либо цензуры, многие материалы прошедшие в своё время цензуру, по времени прошедших годов восстанавливаются и многие восстановлены, мемуары полководцев, политиков, политзаключённых.
Товарищ, признайтесь, что Вы статью совсем не читали, а прочитали только самый первый комментарий, где читатель моей статьи напомнил, что я ни слова не сказала о цензуре в СОВРЕМЕННОЙ литературе. Так что Ваш комментарий абсолютно не относится к сути темы. При чем тут книга написанная в 1988 году, при чем здесь произведения написанные для детей, внуков? Я говорю о том, что запрещает публиковать современное законодательство и что оно потенциально может запретить в недалеком будущем, если ориентироваться на бешеные темпы смены этих законов.
Дорогая Анастасия! Я читатель с большим (ну очень большим) стажем. Приучила читать и детей своих, и внуков. Так вот что я имею Вам сказать - дело не в книгах, дело в мозгах тех, кто читает книги. Наверное, нужно обратить внимание на воспитание детей, что бы ни у кого не возникло желание повторить "подвиг" Раскольникова (на минуточку - изучается в школе!), и т.д., и т.п. Воспитанный в нормальной семье ребенок не захочет попробовать МЖМ и БДСМ, потому что у него в мозгах уже стоит фильтр "это не мое". Я воспитала трех детей (двух мальчиков и девочку). Все они выросли возле компьютера и не было возможности отслеживать, а что же они там смотрят. Но когда я в шутку спросила самого малого (14 лет) про порно, он сказал, да, я видел, гадость несусветная. Сейчас ему 29, нормальная семья, двое детей. НО! С детьми нужно общаться, разговаривать, объяснять, спорить... И не с точки зрения "я старше, знаю больше, значит я прав". А с точки зрения равных собеседников, осторожно прививая общечеловеческие принципы морали и этики. Детей нельзя спрятать от жизни - они те же маты слышат на улице. Но, повторюсь, если в голове сформировался своеобразный фильтр, он никогда не повторит эти слова. Так же и со всем остальным - нельзя воровать не потому, что посадят, а потому, что это ЧУЖОЕ. Нельзя заниматься проституцией или пользоваться проститутками, потому что это отвратительно.
Ну и все остальное... А так как Вы пишете, ну, дойдем до того, что и сказки запретим, и классику не будем читать, да и вообще думать не будем. Будем как в приснопамятном Китае - носить "цитатники Мао" и быть дебилами.
Прошу прощения, я, так же, как и предыдущий комментатор, высказала точку зрения ЧИТАТЕЛЯ. А Вы высказали точку зрения ПИСАТЕЛЯ.
Что я могу сказать - наверное, где-то надо поправлять наших "законотворцев", они не ангелы. Вон Поклонская как выступала против "Матильды", но ее не поддержали и простой народ, и творческая интеллигенция. Изменила ведь свое мнение! Надо не плыть по течению, а в рамках закона защищать свою точку зрения, так сказать "воспитывать" слишком ретивых законотворцев.
Я с Вами полностью согласна, что в книгах, фильмах вполне может присутствовать "не хорошее", я это не отрицаю. Сама в детстве втихаря, пока не было родителей, втыкала видеокассету с запрещенным фильмом. Сейчас всю эту пошлятину не смотрю, и слава Богу, в юности не наделала ошибок. Как Вы и говорите, включился фильтр, хотя художество и оставило след "запретного", чтобы в будущем было уроком. Поэтому я сама не пишу "чисто ангельские" повести, хотя и не допускаю откровенный интим, не мой жанр, но вот действительно ответственные вещи все же стоит пересмотреть, чтобы потом в случае чего не было разговоров с представителями правоохранительных органов (например, в плане подробного описания сборки взрывоопасного устройства, которое реально может погубить в жизни, если кто-то додумается применить). А морально-этическая сторона в произведениях по идее никак не должна задеть законодателей, если только там не обсуждается, какая современная власть лживая, корыстная и т.д. Ведь эти законы придумала не я, ограничения по возрасту тоже придумала не я, всего лишь хочу предостеречь коллег от беды, которая может быть не в книгах, а в головах законодумцев.
Интересно, много нового для меня, спасибо.
На здоровье)
Понимаю автора, но думаю здесь этот текст неуместен.