Логак Борис Моисеевич
Логак Б. М.Подписчиков: 39821
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.5М

Актуальные вопросы информатизации судов общей юрисдикции

1 369 просмотров
341 дочитывание
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 32,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать


В соответствии с положением Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" под информатизацией судов и системы судебного департамента понимается процесс создания необходимых условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации, оснащении их новыми технологиями сбора, обработки, хранения и передачи данных в электронной форме. Этот процесс организуется с целью реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы РФ, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судов и Судебного департамента требует четкого определения целей, задач и комплекса соответствующих мер, направленных не решение этих задач в информационной сфере. Указанная политика должна отражать информационные и технологические потребности Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента.

Политика информатизации судебной системы формируется в контексте основных целей и задач, поставленных перед судебными органами Конституцией РФ с учетом государственной информационной политики, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России. Она должна определять основные направления деятельности судов по их участию в становлении информационного общества в стране и обеспечении международного сотрудничества, установлении связей с государственными и иными организациями, в том числе иностранными. Работа по этим направлениям имеет целью повышение эффективности деятельности судов, обеспечение реализации конституционных прав граждан, судебную защиту их законных интересов.

Основным направлением создания технологической составляющей информационной политики судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента является формирование единого информационного пространства на базе Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие" и инфраструктуры, определяемой информационным пространством органов государственного управления и власти, предприятий, ведомств и организаций, участвующих в создании, внедрении, поддержании и развитии системы в целом на федеральном и региональном уровнях.

Сегодня судейским сообществом выбран и одобрен системный подход к решению задач информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, опирающийся на практический опыт применения информационных технологий, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом. Концептуальные основы реализации этого подхода утверждены постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75.

Рассматриваемая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, распределенных по основным объектам автоматизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, и предполагает наличие:

-организационно-штатной составляющей;

-системы связи и передачи данных;

-комплексов средств автоматизации судов и органов Судебного департамента;

-информационных ресурсов;

-технологических ресурсов и подсистемы поддержки.

На наш взгляд, в процессе доработки концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента целесообразно внести коррективы в основные направления информатизации системы Судебного департамента и четко определить критерии оценки результатов капиталоемких мероприятий по информатизации судов. Такие критерии прежде всего должны отражать повышение общественной безопасности, сокращение затрат на операционные расходы каждого суда и судебную систему в целом.

В структуре автоматизируемой судебной деятельности могут быть выделены внешняя, организационно-управленческая сторона (обеспечение принятия административных решений) и внутренняя, информационно-содержательная (обеспечение принятия процессуальных решений). Первая обеспечивает упорядочение и оптимизацию структуры автоматизируемых сфер деятельности в соответствии с нормами права, актами Судебного департамента и иными предписаниями. Вторая обеспечивает вынесение законных и обоснованных судебных решений. Обе стороны существуют в органическом единстве, при котором, однако, определяющее значение имеет внутренняя содержательная сторона деятельности. Все организационно-управленческие структуры и функции в конечном счете должны обеспечивать процессуальную функцию судебной системы. Любая абсолютизация организационно-управленческой функции в ущерб содержательной может нанести существенный ущерб качеству судебной деятельности.

Основные задачи информатизации судов предполагают наполнение системы конкретными знаниями в виде специализированных программных средств и баз данных (Знаний), обеспечивающих успешное выполнение специфических функций органов судебной власти.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г., перед разработчиками судебных информационных технологий стоит сложная проблема. Ее суть состоит в том, что необходимо автоматизировать не только традиционные функции отдельных судов, но и обеспечить автоматизированное решение системных задач с учетом всех внутрисистемных и внешних информационных связей органов судебной власти. Ряд задач в деятельности судов может быть автоматизирован на основе типовых сис тем программного обеспечения, что не требует больших капитальных затрат на разработку. К их числу относятся программные системы бухгалтерского учета, финансового и материально-технического обеспечения, а также хорошо разработанные и апробированные в общей юридической практике правовые информационные системы. Что касается процессуальных судебных функций, то в этой области ощущается острый дефицит специализированных программных средств. К ним могут быть отнесены программно-информационные комплексы, создаваемые по следующим направлениям: "Судебное делопроизводство и статистика", "Судебная практика", "Судебная экспертиза", "Автоматизированные технологии судей, председателей судов и других работников судов", "Учет и анализ обращений граждан", "Рассмотрение кассационных и иных жалоб с использованием средств видеоконференцсвязи", "Запись первичной информации судеб-ных заседаний", "Автоматизированный архив суда" и др.

Таким образом, в процессе реализации целевых программ информатизации судов всех уровней, включая мировой суд, проблема комплексного формирования судебных информационных ресурсов и создания программного обеспечения специфических функций судебной деятельности является центральной. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и неизбежной этапности реализации программы информатизации необходимо обосновано определять приоритеты новых направлений, задач и функций судебной деятельности, подлежащих информатизации. На первое место должны быть поставлены задачи, функции и программы, отражающие профессиональную специфику деятельности судов общей юрисдикции.

Опыт информатизации прокуратуры, МВД России, других ведомств показывает, что неправильное определение таких приоритетов и недостаточный учет специфики автоматизируемых функциональных задач и процессов ведет к неоправданным затратам средств и низкой эффективности компьютерных технологий. Так, по мнению экспертов, проект по созданию АСУ Прокуратуры СССР, разработанный в свое время коллективом квалифицированных специалистов, так и не дал ожидаемых результатов. Оказалось, что он не соответствовал практическим задачам и режиму работы аппарата Генеральной прокуратуры.

Опыт информационно-аналитической работы различных ведомств показывает, что именно программно-аналитические средства автоматизированных систем, учитывающие специфику конкретных функциональных задач, позволяют получать новые, качественно более высокие результаты этих ведомств.

В процессе информатизации судов и системы Судебного департамента в качестве приоритетных должны рассматриваться задачи создания аналитических программ и общесистемных информационных ресурсов, позволяющих решать ключевые задачи судебной системы на основе территориально распределенных сетевых технологий.

Примерами приоритетных задач автоматизированной системы (АС) Судебного департамента являются задачи по таким направлениям, как "Судебное делопроизводство и статистика", "Судебная практика", "Судебная экспертиза", "Административное управление".

К числу специальных проблем, требующих первоочередной разработки в программе информатизации судов, относится определение юридического статуса судебной информации, связанное с созданием технологии автоматизированного хранения, разграничения допуска, защиты электронных документов в судах. Разработчики ряда проектов информатизации судов рассматривают общий поток информации, не диффференцируя его по уровням, характеру, статусу. Так, анализируя документооборот в системе, они указывают, что ее программное обеспечение должно разрабатываться на основе концепции единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности, единых правил ведения делопроизводства. Между тем, информация в судах и в АС Судебного департамента существенно различаются по ряду параметров: а) степени конфиденциальности (открытая, конфиденциальная, гостайна); б) области применения (процессуальная управленческая, нормативно-техническая, правовая, финансово-экономическая); в) правовому статусу (имеющая юридическое толкование, нормативно-справочная и др.).

Вместе с тем, разработчики говорят о юридической силе электронных сообщений, распространяя ее на всю информацию судов и АС Судебного департамента. Между тем такой силой обладают лишь управленческие и процессуальные акты правообразующего характера. В связи с этим к указанным информационным массивам должны быть применены различные инструменты защиты, разграничения доступа, организации оценки, хранения, использования, и потому нельзя говорить о единых правилах ведения делопроизводства.

Единство системы, обусловленное ее общими целями и задачами, не исключает, а предполагает функциональные особенности ее подсистем, а также особенности обслуживающих их массивов информации. Составление технических заданий на отдельные блоки информационной системы требует проработки общей конфигурации системы, состава образующих ее баз и банков данных и определения юридического статуса информации, входящей в информационные блоки.

Существенным вопросом предпроектного обследования автоматизируемой системы является анализ внутрисистемных и внешних информационных связей.

Неизбежные изменения внутри любой из функциональных подсистем должны привести к обязательному изменению во взаимосвязанных и корреспондирующих подсистемах. Без учета таких изменений, а он возможен лишь на основе выявления внутрисистемных связей, произойдет рассогласование элементов системы с возникающими от этого последствиями.

Цели создания ГАС «Правосудие»

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие».

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

Подсистемы ГАС «Правосудие»

Государственная Автоматизированная Система «Правосудие» состоит из следующих подсистем:

• Административное управление

• Банк судебных решений (судебной практики)

• Ведомственная статистика Судебного департамента

• Видеоконференцсвязь

• Документооборот и обращения граждан

• Интернет-портал ГАС «Правосудие»

• Информационно-справочная

• Кадры

• Материально-технические ресурсы

• Финансовый контроль

• Международно-правовое сотрудничество

• Недвижимость

• Обеспечение безопасности информации

• Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания

• Обучение

• Обучение кадров

• Общественные связи

• Организационное обеспечение

• Отображение информации коллективного пользования

• Право

• Связь и передача данных

• Судебная статистика

• Судебная экспертиза

• Судебное делопроизводство и статистика

• Судейское сообщество

• Управление и контроль функционирования

• Финансы

Интернет-портал ГАС «Правосудие»

Предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации.

Банк судебных решений (судебной практики)

Предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей.

Представленное ФГУП НИИ «Восход» решение подсистемы «Банк судебных решений» соответствует требованиям ЧТЗ, обеспечивает интеграцию с другими подсистемами ГАС, разработано с учетом интересов работников судебной системы. При необходимости может быть доработано после проведения испытаний в опытной зоне.

Общественные связи

Предназначена для повышения эффективности процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе иностранными).

Судейское сообщество

Подсистема "Судейское сообщество" предназначена для использования секретариатами совета судей и квалификационных коллегий судей в части предоставления сведений о различных событиях, отражающих деятельность этих организаций, публикации статей и материалов, посвященных судебной практике по обжалованию решений квалификационных коллегий, постановлениях Совета Судей, предоставлении контактной информации о составе региональных квалификационных коллегий и советов судей.

Целью создания подсистемы "Судейское сообщество" является воплощение принципов открытости судебной системы путем:

• предоставления широкой общественности и специалистам, работающим в судебной системе, информации об основных событиях, происходящих в судебном сообществе;

• оповещения работников судебной системы информацией, носящей оперативный характер;

• публикации статей и материалов, представляющих интерес для судейского сообщества и граждан.

Результатом указанной реализации принципов открытости являются увеличение прозрачности правосудия, повышение доверия населения к судебной власти в целом.

Объектами автоматизации подсистемы "Судейское сообщество" являются органы Судейского сообщества:

• Всероссийский съезд судей;

• Совет судей Российской Федерации;

• Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (далее ВККС);

• Органы судейского сообщества в субъектах Российской Федерации.

Подсистема "Судейское сообщество" предоставляет возможность доступа к опубликованной информации широких слоев населения посредством сети Интернет.

1 комментарий
Понравилась публикация?
7 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Логак Борис Моисеевич
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые