Николаев Александр Алексеевич
Николаев А. А.Подписчиков: 28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг612

Минпросвещения России подготовило законопроект, который существенно ограничит право детей-сирот на..

94 просмотрa
15 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 1,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

http://souchastye.ru/minprosveshheniya-rossii-podgotovilo-zakonoproekt-kotoryj-sushhestvenno-ogranichit-pravo-detej-sirot-na-obespechenie-zhilem-i-zakreplyaet-nesposobnost-gosudarstva-ispolnit-vzyatye-na-sebya-obyazatels/

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен, подготовленный Министерством просвещения Российской Федерации, проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями».

Законопроект содержит нормы с очевидностью направленные на ограничение дополнительной гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилые помещения, установленной в действующей редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вводимый законопроектом «сертификат на получение выплаты для приобретения жилого помещения» противоречит введённому с 1 января 2013 года новому механизму предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, и направленному на защиту указанной категории лиц в процессе обеспечения жилыми помещениями от жилищных мошенников.

В пояснительной записке к законопроекту, внесенному Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ 04 августа 2011 г. было указано, что предоставление детям-сиротам жилых помещений из специализированного жилищного фонда «позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения».

Учитывая, что согласно законопроекту сертификат удостоверяет право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть граждан, достигших возраста 23 лет, на однократное получение выплаты для приобретения жилого помещения в собственность, тем самым вводимая правовая новация направлена на закрепление нормами федерального закона признания государства в неспособности выполнить взятые на себя обязательства по льготному незамедлительному обеспечению жилыми помещениями детей-сирот как минимум в течение пяти лет, с момента наступления права указанных лиц на обеспечение жилыми помещениями.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанная норма, свидетельствующая о неспособности государства обеспечить основополагающую гарантию одной из наиболее социально незащищенных категорий граждан, предлагается к введению спустя 24 года с момента вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 2-«б» законопроекта предлагается существенно сократить установленные в подпункте 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Во-первых, полностью исключается обстоятельство невозможности проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в случае проживания в них на любом законном основании лиц страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

Минпрос России, ответственный за разработку законопроекта, не считает противоречащим интересам детей-сирот проживание в жилых помещениях совместно с гражданами, страдающими туберкулезом с бактериовыделением, хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, злокачественными новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, тяжелыми хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым, и иными тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленными приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987 н.

При этом согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вышеуказанный список заболеваний является основанием для предоставления гражданам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений по договору социального найма вне очереди.

Во-вторых, установленное действующей редакцией закона обстоятельство невозможности проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в случае проживания в них лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации), предлагается ограничить случаями проживания в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав, только если они:

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

Предлагаемое ограничение категорий лиц, лишенных родительских прав, с которыми станет невозможно проживание в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеет никаких объективных обоснований.

Основания, по которым родители могут быть лишены родительских прав, установленные в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, значительно шире тех, которые проектируемой нормой предлагается установить в качестве невозможности проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещения, в которых проживают их родители лишенные родительских прав.

Согласно статьям 2 и 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, и не могут считаться членами семьи лица, в отношении которого они лишены родительских прав.

Минпрос России, полагает не противоречащим интересам детей, оставшихся без попечения родителей, проживание в жилых помещениях совместно с родителями, лишенными родительских прав, и не являющихся членами семьи таких лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае принятия указанной нормы, станет возможным проживание на основании закона лиц из числа детей-сирот в одном жилом помещении с родителями, которые:

-злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, но не состоящими на учете в соответствующем диспансере,

-жестоко обращались с детьми, но не были привлечены к уголовной ответственности и не подвергались уголовному преследованию,

-злоупотребляли своими родительскими правами,

-отказались взять своего ребенка из родильного дома, медицинской организации, организации социального обслуживания и т.д.

Пунктом 2-«в» законопроекта предлагается признать утратившим силу подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрено, что законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Предлагаемая норма не только не соответствует статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в которой установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и положениям пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормы пунктов 2-«б», 2-«в» законопроекта с очевидностью противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Предлагаемые к принятию Минпросом России законоположения имеют единственную цель сократить социальные обязательства государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав в отношении указанных граждан на жилые помещения.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы прямо указывают, что установление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации иных обстоятельств невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях приводит к увеличению численности граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Между тем, в статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Вышеуказанные нормы законопроекта, свидетельствуют о том, что государство отказывается обеспечивать и охранять ряд действующих гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищной сфере.

Все правовое регулирование, связанное с предоставлением сертификатов на получение выплаты для приобретения жилого помещения, предлагается передать субъектам Российской Федерации.

При этом никаких критериев кому из лиц ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет и в каких случаях могут предоставляться сертификаты, федеральным законодательством не установлено.

Вводя федеральным законом институт «сертификатов», который подменяет предоставление лицам из числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений в натуре, государство на федеральном уровне полностью устраняется от регулирования правоотношений по применению сертификатов (критерии определения круга лиц, имеющих право на получение сертификата, размер выплаты, условия выдачи, страховые случаи и т.д.).

Нормы законопроекта, связанные с выдачей сертификатов, не согласуются с положениями пунктов 1 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, которыми предусмотрено, что детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые относились к указанным категориям и достигли возраста 23 лет, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Краткосрочный опыт предоставления жилищных сертификатов в Приморском крае на основании регионального законодательства не позволяет предвидеть все возможные риски их применения и не учитывается в представленном законопроекте.

Законопроект не обсуждался среди экспертов, занимающихся защитой и содействием в реализации жилищных прав детей-сирот, включая специалистов профильных НКО.

Исполнительный директор Центра «Соучастие в судьбе»,

А.И.Головань.

Подробное заключение на вышеуказанный законопроект размещено на сайте Центра в разделе «Законодательство», подраздел «Законопроекты»

1 комментарий
Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Николаев Александр Алексеевич
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые