Что делать, если страховая отказалась вернуть страховку по кредиту?

Возврат страховки может быть произведен в течение 14 дней с момента заключения договора страхования. Такой "период охлаждения" установлен Правилами кредитной организации. Однако, на практике, не всегда получается обратиться в этот срок за возвратом страховой премии. В каких случаях можно вернуть страховку по истечении "периода охлаждения" и что для этого нужно?
Заявление в страховую
Сначала обратиться с претензией в страховую компанию. В случае отказа, действует только судебный порядок.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, необходимо сначала детально изучить все имеющиеся документы, чтобы ответить на вопрос, надлежащим ли образом был заключен договор страхования, и соответствуют ли его условия действующему законодательству. В случае ошибок и неточностей, допущенных банком, шансы на возврат страховой премии увеличиваются.
Нормы законодательства
Необходимо помнить, что в силу принципа свободы договора, запрещается "принуждение" к заключению договора. Так, запрещено, обуславливать приобретение одних услуг, другими. Зачастую Банк при оформлении кредитного договора, нарушает эти принципы.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, иным нормативным правовым актом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем) выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В соответствии с п.2, п.4 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону, в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, такое страхование не является обязательным.
Таким образом, личное страхование жизни и здоровья человека, как и страхование транспортного средства по рискам хищения и утраты, относятся к добровольным видам страхования и не могут быть возложены на гражданина в качестве обязательства.
Учитывая, что страхование является самостоятельной, отдельной от предоставления кредита, услугой, регулируемой главой 48 ГК РФ, а также положения п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которого запрещается обуславливать приобретение одних товаров, работ и услуг, обязательным приобретением иных товаров, работ и услуг, банки не имеют право обязывать заемщиков заключать договоры страхования как жизни и здоровья, так и транспортного средства.
Необходимо помнить, что возврат страховой премии страхователю при отказе страхователя от договора добровольного страхования, заключенного со страховщиком, прямо предусмотрен законодательством РФ.
Нужно ли законодательно увеличить период возврата страховой премии? (и установить его более 14 дней)
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Вас за полезные разъяснения
Очень интересно, ставил ведь оценку, сейчас случайно зашел, ей нет