Борьба с международным терроризмом
Борьба с международным терроризмом является общей обязанностью всех стран. Государства несут главную ответственность за обеспечение безопасности, но уже не могут добиться полного успеха самостоятельно. С учетом глобализации международных взаимоотношений целесообразно рассматривать особенности противодействия терроризму в рамках транснациональных политических объединений, например, таких как Организация Объединенных наций (далее - ООН) и Европейский Союз.
Уважая национальную ответственность за соблюдение закона и обеспечение внутренней безопасности, все страны должны работать сообща для борьбы с террористическими угрозами, исходящими от иностранных террористов, действующих в одиночку или в группе и независимо от идеологии, преследуемой террористическими средствами.
Такого рода борьба основывается на определенных правовых актах, которые включают в себя основы противодействия терроризму и преступлениям, совершаемым в составе террористического сообщества.
Так, например, Европейский Союз разработал целостный контртеррористический документ - Стратегию Европейского Союза по борьбе с терроризмом. Она построена вокруг четырех направлений:
1. предотвращение обращения людей к терроризму и остановка появления будущих поколений террористов;
2. защита граждан и критически важной инфраструктуры путем снижения уязвимости к атакам;
3. преследование террористов и расследование, препятствование планированию, коммуникациям, прерывание доступа к финансированию и материалам, а также привлечение террористов к ответственности.
4. принятие скоординированных ответных мер путем подготовки к ликвидации и минимизации последствий террористического нападения, укрепления потенциала по ликвидации последствий и учета потребностей жертв.
Управление Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом (ЮНОКТ) было создано 15 июня 2017 года в результате принятия резолюции 71/291 Генеральной Ассамблеи ООН.
Генеральная Ассамблея ООН определяет приоритеты ЮНОКТ на основе резолюций о двухгодичном обзоре Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Управление тесно сотрудничает с государствами-членами ООН, подразделениями ООН, гражданским обществом, международными и региональными организациями, научными кругами и другими заинтересованными сторонами, укрепляя существующие и развивая новые партнерские связи в целях эффективного предотвращения терроризма и борьбы с ним.
Еще одним важным событием, основанным на действиях, предпринятых в рамках предыдущей стратегии внутренней безопасности, и тем самым обеспечивающим последовательные и непрерывные действия, стало принятие 28 апреля 2015 года европейской повестки дня в области безопасности. Исходя из своих целей, комиссия приняла с тех пор ряд мер, направленных на то, чтобы максимально лишить террористов средств для совершения нападений, а также на укрепление обороноспособности и повышение устойчивости всего Евросоюза к террористической угрозе.
Основные меры направлены на определение и криминализацию террористических преступлений, предотвращение радикализации и распространения террористической пропаганды, а также на ограничение доступа террористов к средствам совершения нападений, таким как финансы, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и т.д.
15 марта 2017 года Европейский Союз принял директиву о борьбе с терроризмом. Эта директива укрепляет правовую базу, с тем, чтобы она более полно охватывала поведение, связанное с терроризмом.
Указанные меры и документы достаточно широко представлены в интернете, но материалов, подготовленных государственными органами власти для разъяснения в обществе (гражданам) документов международного характера мы не обнаружили.
Не актуализирован и вопрос о том, что все государства-члены должны обеспечить криминализацию своего законодательства относительно таких действий, как подготовка и обучение террористов, а также финансирование терроризма. Государствам-членам следует создать механизмы для обеспечения эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, включая доступ к достоверной информации. Крайний срок для включения этих норм в национальное законодательство был установлен 8 сентября 2018 года.
В России основными документами являются Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» .
Данные и сопутствующие нормативно-правовые акты находят свое отражение в различных комментариях и учебных пособиях, но является ли подготовленные издания инициативой государственных органов власти для разъяснения их в обществе (гражданам) - сказать затруднительно. Поиск документов, подготовленных государственными органами власти материалов для разъяснения в обществе (гражданам) различий публичных призывов к осуществлению террористической деятельности к существенным результатам не привел.
Что касается экстремизма, то в нем выражается разрушительное начало человеческого естества; это особый вид отграничения от общества и попытка противопоставить себя ему. Цель такого противопоставления – истребить регулярную идентичность. Если обратиться к философскому рассмотрению данного понятия, то следует отметить, что экстремистская деятельность толкуется в большой степени абстрагировано и предстает, как социальное и общественно-культурное явление.
Таким образом, экстремизм – это социально-политическое явление, проявляющееся в противоправном поведение субъекта, которое носит межнациональный характер и выражен в публичной форме проявления своих идей и убеждений, цель которых - посеять социальную, расовую, этническую и конфессиональную ненависть и рознь. Отсюда вытекает насущная задача подключения социально-политических общественных акторов к решению проблем с данным антиобщественным явлением.
Однако, указанные комментарии мы обнаружили в источниках, явно не инициированных к публикациям властями субъектов федерации, или муниципального уровня.
То есть, государственные органы власти не готовят материалы для разъяснения в обществе (гражданам) различий публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности и ее пагубности.
Отсюда следует неутешительные выводы:
1. Проблема просвещения граждан в отношении публичных призывов к осуществлению террористической и экстремистской деятельности в обществе не осознана.
2. Государственные органы власти не осуществляют разъяснения в обществе (гражданам) различий публичных призывов к осуществлению террористической и экстремистской деятельности.