Соседи: как меняются наши отношения в пандемию
Краткое содержание :
Оказывается, как выясняется в период самоизоляции, у подавляющего большинства из нас даже не было установившихся контактов с жильцами собственных подъездов.
В кризисной ситуации, связанной с распространением коронавируса, у жителей российских городов оказалось недостаточно навыков и ресурсов, чтобы сплотиться для решения оперативных вопросов, а в условиях, когда привычный мир локализовался до пределов собственного дома, многие даже практически не знакомы, показывает проведенное социологическое исследование.
Горизонтальные связи
В условиях режима самоизоляции особую роль начинают играть горизонтальные связи — способность граждан к солидарности и самоорганизации. При этом среди российского городского населения оказались мало распространены механизмы кооперации, а соседские сообщества не развиты ни в больших городах, ни в городах меньшего размера. Так говорится в заключении к исследованию, посвященному социальным последствиям пандемии подготовленного совместно ЦСП «Платформа» и OMI в конце апреля — опрос проводился онлайн, выборка составила 1 тыс. человек старше 18 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек.
Попытки развивать горизонтальные связи для более эффективного решения возникающих проблем — естественная реакция общества на кризисную ситуацию, отмечает Алексей Фирсов, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа».
— Любой кризис всегда активизирует различные формы горизонтальной поддержки. Государство не может дотянуться всюду — не хватает навыка, ресурсов, административной воли, часто просто не хватает скорости, потому что изменения происходят слишком быстро, не получается вовремя понять, где нужна точечная поддержка, какая она должна быть, — комментирует он выводы исследования. — В результате люди во всем мире начинают проявлять солидарность, поддерживать друг друга. Это, как мы видим, происходит и в России, но у нас горизонтальные связи, к сожалению, развиты очень слабо. Поэтому и объемы такой поддержки пока невелики.
Новые уязвимые группы
Те, кто оказался в изоляции в одиночестве, лишился средств на покупку еды и товаров первой необходимости или просто возможности выходить из дома, люди, столкнувшиеся с психологическими трудностями, оказались наиболее беззащитными перед вызовами пандемии. Оказывать помощь могут как государственные органы, так и те, кто живет неподалеку, если становится понятно, что государство не справляется с оперативным решением таких проблем.
По данным опроса, с момента начала кризиса:
• никакой помощи другим людям не оказывало большинство опрошенных — 76%;
• возлагают ответственность за решение таких проблем на исключительно на государственные органы соцопеки - 65%.
• заявили, что повлиять на изменение ситуации могут в первую очередь они 44%
• отметили, что наибольшим влиянием обладает федеральная власть - 49%
• на вопрос о том, что в данной ситуации может сделать лично респондент, назвали соблюдение изоляции - 39%
• не знали, как ответить на вопрос - 25%
• возможное волонтерство назвали лишь 2% опрошенных!
Так кто же помогает?
Зона взаимопомощи для большинства ограничивалась близким кругом родственников. При этом помогать в первую очередь готовы молодые люди в возрасте 18–24, но и в этой группе никому еще не помогали больше половины респондентов — 56%.
Среди тех, кто помогал, то видами содействия оказались покупка продуктов, вынос мусора для тех, кто не может выходить из дома, и дистанционная психологическая поддержка одиноких. Но о них рассказали лишь 9%, 7% и 9% респондентов соответственно.
Причина — в нехватке навыков самоорганизации, недостаточном уровне доверия в обществе и, в отсутствии банального понимания того, какие есть для этого возможности.
— В результате люди возлагают основные надежды даже не на региональную или местную власть, а на федерльный центр или на самих себя. Отчасти это связано с культурными стереотипами, отчасти — со слабой развитостью инфраструктуры для социальной кооперации, от института старших по подъезду до реально работающих НКО – считают исследователи.
Помочь распространить информацию о тех, кто находится рядом и прямо сейчас нуждается в помощи, могла бы коммуникация между жителями отдельных подъездов.
Но, как показывают данные опроса,
• легко узнать, что кому-то по соседству требуется помощь, смогли бы 5% опрошенных,
• о наличии в подъезде инициативных людей, способных организовать других, заявили также 5%,
• общий домовой чат есть у 11% респондентов.
Ценный навык
Что же можно сделать в создавшихся условиях для улучшения коммуникации между самими жильцами и «старшими» по тем или иным территориям?
Вынужденная изоляция привлекла внимание к местным сообществам на самом низовом уровне, на уровне отдельных домов или подъездов — и это момент скорее позитивный, несмотря на всю сложность ситуации, именно наличие таких локальных объединений позволило бы быстрее и эффективнее оказывать помощь «невидимым» пожилым людям, которые оказались лишены возможности выходить из дома. Но чтобы успешно функционировать в кризисных условиях, эти объединения должны были раньше сформироваться.
Самая главная площадка пересечения соседских интересов — это подъезд. Потому что там есть понимание по людям, живущим в подъезде, по тем самым одиноким пожилым людям, которые никогда бы сами о помощи не попросили — в том числе потому, что пожилые люди часто очень робкие-мнение специалистов.
Организованное сосуществование
Кроме того, длительное пребывание в квартирах большого количества жильцов поставило вопрос не только о взаимопомощи, но и о том, как должно быть организовано их сосуществование, чтобы свести стресс и дискомфорт к минимуму.
Именно темы взаимопомощи и разрешения внутрисоседских конфликтов обсуждаются сейчас особенно активно.
—Очень много вопросов, связанных с вопросами соседского взаимодействия на уровне дома. Важно понимать, что сейчас такая ситуация, что у вас за стенкой много людей, которые не ушли на работу. Пожалуйста, постарайтесь им не мешать. Сегодня люди должны быть гораздо более терпимыми и терпеливыми. Например, если топает маленький ребенок, не обязательно сразу стучать по батареям, можно обратиться к соседям и попробовать договориться. Если человек делает ремонт, может быть, можно предложить ему инструменты помощнее, чтобы он с ним быстрее справился, — рассуждают исследователи.
Налаживать отношения внутри многоквартирных домов, по их мнению, помогает активное участие в домовых чатах. С их помощью в том числе можно отследить, жители каких квартир могут нуждаться в помощи.
Однако здесь есть и другая проблема, о которой ранее задумывались мало, — это отсутствие четких правил, касающихся проживания в многоквартирном доме.
Такие правила должны быть сформулированы на уровне домов, однако где-то их может не быть вовсе, где-то люди могут не знать об их существовании, а где-то они не соответствуют государственным документам, регулирующим эту сферу.
После пандемии социальные связи изменятся
До пандемии коронавируса люди строили жизнь по траекториям, включающим разные районы, например «работа-дом», и далеко не всегда «домашний» район был ключевым. Как только люди вынужденно локализовались, стало видно, что территориальные структуры развиты очень слабо.
С одной стороны, люди живут в огромных муравейниках, с другой, конкретно в этой ситуации выяснилось, что обеспечить необходимую степень изоляции, достаточно легко. При этом каждый оказывается наедине со своими проблемами, и сильные связи становятся слабыми, а слабые прекращают поддерживаться.
Чтобы в дальнейшем между соседями появились более сплоченные сообщества, ресурс которых может быть использован, в том числе, для самостоятельных действий в кризисной ситуации, в городе необходимо развивать культуру дворов и местных территорий. Однако сделать это будет невозможно без кропотливой работы, в том числе со стороны органов муниципальной власти.
А у вас возникают проблемы с соседями в период карантина?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: