Коблева Елена Николаевна
Коблева Е Н Подписчиков: 3205
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 29.5к

Разбил бутылку в магазине - кто платит? На чьей стороне закон и что нужно делать…

1 537 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 135,82 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ситуацию, когда покупатель в гипермаркете нечаянно роняет с полки какой-либо товар можно наблюдать ежедневно. Продавцы ругаются, обвиняя покупателя в неуклюжести, и требуют оплатить случайно разбитую бутылку. Покупатели тоже в долгу не остаются, обвиняя продавцов в том, что товар “натолкан” на стеллажах как попало, и валится на голову при малейшем движении. Кто прав? Должен ли платить покупатель за разбитую бутылку, которая неожиданно упала и разбилась?

Что говорит закон?

Федеральный Закон от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не регулирует подобные вопросы, но такая ситуация вполне подпадает под нормы Гражданского кодекса РФ - статью 211 “Риск случайной гибели” и статью 1064 “Общие основания ответственности за причинения вреда”.

Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения имущества возложен на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. Статья 459 ГК РФ говорит о том, что риск случайного повреждения или гибели имущества переходит на покупателя по договору купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю в соответствии с условиями договора.

В случае розничной покупки в магазине договор купли-продажи между покупателем и продавцом не заключается, поэтому до момента оплаты риск случайной гибели товара несет его собственник, то есть магазин.

Все меняется, когда товар уже оплачен покупателем. В соответствии со ст. 493 ГК РФ формой договора при розничной покупке будет являться документ, подтверждающий факт оплаты - кассовый или товарный чек, например. После того, как товар оплачен и оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью и в этом случае риск случайной гибели переходит уже на покупателя.

В каком случае вина покупателя будет иметь место?

Следует различать риск случайной гибели товара и гибели товара по вине покупателя.

Исходя из общих норм гражданского законодательства лицо является невиновным, если докажет, что проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в данных условиях, чтобы предотвратить возможность причинения вреда (ст. 401 ГК РФ). В этом случае отсутствие вины будет исключать ответственность лица за причиненный вред.

Иначе говоря, если покупатель, проходя через узкий, загроможденный проход между прилавков в магазине случайно зацепил рукой и разбил бутылку молока, то отсутствие его вины будет очевидным. На камерах наблюдения будет видно, что покупатель двигался осторожно и старался не задеть близлежащие товары, но бутылка все же упала, несмотря на то, что покупатель старался ее не задеть. Если эта ситуация очевидна - покупатель считается невиновным и не обязан ничего возмещать магазину, поскольку действия продавца способствовали тому, чтобы товар упал и разбился.

Если же покупатель потянулся за товаром, задел рукой другой товар, он упал и разбился, в этом случае доказать невиновность покупателя будет сложно. Что было причиной падения товара - неосторожность покупателя или плохое размещение товара на полке, который упал от малейшего прикосновения? Тут у каждого будет своя правда и своя позиция по вопросу вины.

Что делать, если магазин требует возместить ущерб?

Если магазин потребовал возместить причиненный ущерб, то следует знать, что возместить стоимость разбитой бутылки покупатель может в добровольном порядке или отказаться от возмещения, если не считает себя виновным. Принуждать покупателя к оплате, удерживать и ограничивать его перемещение администрация магазина не вправе. Но вправе обратиться в суд за возмещением убытков.

Если покупатель не намерен возмещать стоимость испорченного товара, он должен корректно объяснить свою позицию. По факту порчи товара администрация магазина может составить акт. Важно принять участие в составлении такого акта и аргументировано отразить свое несогласие с доводами магазина. Иначе, если магазин пойдет в суд, указанный акт будет представлен как доказательство, в котором будут отражены сведения не в пользу покупателя. В этом случае доказать свою невиновность будет сложно.

Нужно сказать, что магазин обращается в суд за возмещением ущерба крайне редко, только в случае, если причиненный ущерб действительно является существенным. Кроме того, в рознице риск случайной гибели уже заложен в стоимость товара, поэтому вопрос о возмещении ущерба в виде стоимости случайно разбитой бутылки решается продавцом и покупателем без судебного разбирательства. Если покупатель не считает себя виновным и просто уходит из магазина, инцидент на этом, как правило, исчерпывается.

На этом все. Если статья была интересной приглашаю обсудить.

А вы оплачивали в магазине случайно разбитый товар?

Проголосовали: 56

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

5 комментариев
Понравилась публикация?
39 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Коблева Елена Николаевна
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

К счастью, не было у меня случая явной порчи товара при нечаянном его падении с полки в магазине. Но всякое может быть. Спасибо за информацию!

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Актуальная информация, такие случаи происходят регулярно.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Статья правильная, полностью согласна. Я просто хочу разбавить строгие законы (коих больше, чем в статье) некоторыми примерами из личного опыта. Для развлечения.

Я наблюдала, как люди, что-то разбив случайно, очень нервничают, суетятся, пытаются как-то собрать и не прочь сами предложить оплатить ущерб. Я и сама испытывала жуткую неловкость, если что-то случайно роняла или могла зацепить. Я не интересовалась законами, и у нас как-то негласно принято - разбил-плати. Даже здесь в опросе 15% опрошенных платили за случайно разбитый товар. Обидно?

Лет 15 назад я впервые попала в Калифорнию. Опишу один из визитов в маркет. Там есть, как и у нас продуктовые тележки. Но есть тележки в виде машинок, если ты с детьми. На два ребенка. Ты набираешь продукты, а они с упоением рулят. Еду я с такой тележкой (громоздкая штука, но там магазины посвободней, поэтому никаких неудобств, зато весело), у меня рулят двое - 3-х и 4-х лет. И сбоку стоит колонна из упаковок баночек пепси. Она не мешает, я спокойно проезжаю, но одно мое чадо высовывается из машинки, дотягивается до нижней упаковки, зацепляется пальцем за полиэтилен... я еду дальше... и...через мгновение вся колонна рухнула. Образовалась лужа примерно три метра в диаметре. Естественно у меня ужас и паника. Слышу, как по рации что-то говорят. Прибегают бодрые ребята, ставят ограничительные конусы по окружности лужи, быстро все всасывают швабрами. Я продолжаю делать покупки, а в уме считаю - хватит ли у меня на карточке денег, чтобы возместить ущерб. Как ни крути, а время идет, расплата приближается. Подхожу к кассе. Мне все пробивают, и я робко киваю на место, где стояла колонна пепси (ее уже нет) и виновато-робко говорю - типа это наших рук дело. Кассир весело мне сказал... (в переводе на русский это примерно звучит так - Дерьмо случается - можно более культурно - типа, Ничего, бывает... И все это с улыбкой и ни слова упрека...

Вот тогда я и задумалась - а как у нас? Вернувшись, стала изучать законы, и поняла, что мы часто не зная их, платим там, где не должны. И главное, работники магазинов эти законы знают, но все-таки пробуют напугать и потребовать. Вот такая разница в подходе к покупателю.

И надо же. Через некоторое время в магазине, уже в Москве, я разбиваю бутылку. Между прочим, водки. Зная законы, чувствую себя уверено, беру, что мне надо и с невозмутимым видом спокойно иду к кассе. Меня видело несколько работников магазина. НО. Мне не сказали НИ СЛОВА. Наверно, вид у меня был очень уверенный. А все потому, что я четко знала законы. Они не решились ничего сказать. А посетители смотрели удивленно и с интересом ждали Но ничего не последовало разборки. То ли удивились, а может, задумались.

Риск потери товара - заложен в цены заранее. А законы знать полезно, по крайней мере те, которые нас защищают. Жизнь от этого намного лучше.

Так что статья актуальная. Автор молодец.

+3 / 0
картой
Ответить

И еще могу добавить для тех, у кого есть терпение это читать. В случае значительного ущерба - если вы стеллаж снесли - для оправдания в суде полезно знать:

ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»

Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02–89

«Общественные здания и сооружения...», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра.

Причем, чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, вот список:

1,4 м — при торговой площади до 100 м 2

1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м 2

2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м 2

2,5 м — при торговой площади св. 400 м 2

Так как у нас стало обыденностью, что товар ставят между стеллажами, нарушая законы о расстоянии, сфотографируйте это место. Там иногда протиснуться нельзя. И виноват в этом только магазин.

Ну и напоследок предлагаю вам веселенький отрывок о взаимодействии с охранником. Автор отрывка - Житан.

"Если охранник начал грубить, угрожать, хватать за капюшон, обыскивать сумку и требовать выйти за него замуж — напомни ему о 203 статье УК. Он порадуется, узнав, что его активные зажигательные действия в твой адрес караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это — превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП).

Что это значит:

По закону, ваш диалог с охранником должен выглядеть так:

Он: Дорогой сэр/мадам! Вы, кажется, что-то разбили? Оплачивать собираетесь?

Ты: Конечно, собираюсь! Как только мою вину докажут в судебном порядке, в тот же день и оплачу!

Он: Что ж, звучит разумно. Всего вам хорошего, удачного дня.

Ты: До встречи!"

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)