Роль жертвы. Как перестать её играть и взять жизнь в свои руки
Часть 2.
Психологические исследования и практика показывают, что основы восприятия себя, как жертвы, закладываются уже в раннем детстве. Возможно из-за чувства беспомощности, постоянной опеки или оценки со стороны одного из родителей, вместо так нужной каждому ребёнку мотивации, самостоятельности и постепенному развитию ответственности во всех сферах дальнейшей жизни. А ещё и постоянное навязывание родителями своего видения жизни и окружающего мира, из-за которого многие из нас, повзрослев, даже не задумываются над тем, что их структура мышления и восприятие людей в основном бывают очень ограничены. Что в мире этом есть что-то ещё: люди, которые "тикают" по-другому, живут по другим правилам, имеют другую жизненную философию-все они как-бы не существуют. Вместо этого мы ищем людей, похожих на тех, кто имел на нас влияние в детстве. Снова и снова. Это может стать навязчивым и заядлым механизмом поведения, заставляющим нас бегать по кругу или, как часто говориться, многократно наступать на одни и те же грабли. Ведь с такими людьми, которые относятся к нам привычным для нас с детства образом, мы проходим раз за разом знакомый нам негативный опыт, подтверждая себе тем самым то самое, "родное", представление мира. Других людей, не вписывающихся в него, мы просто не замечаем. Распознать этот бесконечный "круговорот" - один из первых шагов в сторону освобождения и принятия нового опыта.
Страх потери контроля.
Практика показывает ещё и то, что негативные события в детстве часто приводят к одному из тревожных состояний человека - страху потери контроля. Проявляться который может в любых сферах жизни. Никто из нас не хочет чувствовать себя маленьким, беспомощным ребёнком, власть над которым имеет кто-то другой. Это непроходящее желание держать всё в своих руках, постоянно контролируя ситуацию, доводит часто до плачевных событий. Начиная от проблем со здоровьем и заканчивая проблемами с законом.
Поэтому так важно понимать - ты уже взрослый человек, в твоих руках лежит ответственность. Маленький, боязливый ребёнок, судьбу которого решали когда-то родители, вырос. Пришла пора брать свою жизнь в свои руки.
Каждая судьба, какой бы обширной и запутанной она ни была, состоит из одного единственного мгновения-мгновения, когда человек навсегда понял, кто он.
Jorge Luis Borges
Заботиться о себе= оставаться собой.
Разрывать старые шаблоны означает противостоять страхам.
© Kreg Steppe
Грести всех под одну гребёнку и обесценивать-эти два автоматически включающихся механизма наиболее часто встречаются в роли жертвы. Самооценка мгновенно начинает скакать в зависимости от мнения других, одновременно затягивая в воронку чувства вины и страха. И я специально называю это "ролью", а не постоянным состоянием человека, ведь в каждом на самом деле есть сила просто не играть её дальше. Мы можем научиться чувствовать себя не хуже и не лучше других, потому что другие тоже не хуже и не лучше нас. Постоянно принижать себя, подстраиваться, поддакивать - все эти качества ведут только к потери себя и чувства собственной ценности в своих же глазах.
Любовь к себе не равна эгоизму
Забота о собственной гармонии, личное равновесие и работа над собой собирают всю внутреннюю энергию и ведут человека в совершенно новое и неизведанное направление. Много позитивного опыта, удовольствие от жизни и неожиданная свобода лежат в конце этого пути. Но одновременно очень важно не путать любовь к себе с эгоизмом!
Любовь к себе означает выстроить личные границы. Понять, чего хочешь от жизни. Решить, что ты позволишь другим, а что никогда и ни при каких обстоятельствах не примешь. Выстроить свой близкий круг из тех людей, кто не будет тянуть тебя вниз. Заботиться о своём здоровье. Воспитывать в своих детях эту любовь к себе и качество брать ответственность за каждое действие или бездействие. Не крутиться постоянно вокруг других людей, чтобы извне получать чувство собственной значимости, а просто знать, что всё это уже есть внутри тебя.
Если человек большую часть своей жизни провёл в роли жертвы, то возможно первая попытка жить без неё будет немного неудачной. Но мы все не волшебники. Трансформация - это иногда долгий и болезненный процесс, во время которого открываются старые раны и часто накатывает чувство безысходности. Но если направить хотя бы половину той энергии, которая уходила до этого момента на проживание роли жертвы, в нужное, направленное на развитие личности, русло, то результат будет гарантирован.

Вы часто чувствуете себя жертвой?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Человек не живет в ограниченном пространстве. Постоянная отсылка психологов на проблемы взрослых к детству - это абсурд! Человек - существо социальное, а не только биопсихологическое. В детстве ребенок постоянно коммуникатирует с другими детьми, взрослыми. Да, семья с ее культурой, моральными и этическим требованиями оказывает сильное влияние на формирование личности ребенка, но это все преломляется через призму общественных условий. Почему родители себя ведут так или иначе? Потому что они встроены в общественные отношения. Эти общественные отношения формируют мировоззрение, философию и психологию жизни взрослых, а те уже транслируют ее на своих детей. Есть такой феномен, называется "Маугли", это когда ребенок от рождения до примерно 3-х лет живет в живой природе. Вот это существо уже никогда не станет Человеком-социальным.
Поэтому, чтобы ребенок, вырастив не стал "жертвой", общество должно быть таким, чтобы формировало Человека. А когда друзья путина, например, фурсенко считает, что: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Или другой "коллега" путина, греф изрекает: ««Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения. Как только простые люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. …никакого права на свободную информацию у нас нет и быть не может - потому что, в противном случае, нами будет трудно управлять, то есть манипулировать. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания".
На III Всероссийском съезде РКСМ В.И. Ленин определил основные принципы воспитания молодежи: «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» .
А вот что В.И. Ленин пишет в работе «Лучше меньше, но лучше»: «Во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» .
А.П. Чехов (1892) в рассказе «Моя жизнь» пишет: «Наше дело — учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании».
Какова идеология общества, каковы ее культурные и нравственные ценности, таков и Человек!
Ну что сказать на это... Лучше промолчать 🤦🏻♀️😅
Рекомендую ознакомиться и с первой частью моей публикации. Благодарю за внимание.