Вернуть деньги за билеты скоро станет невозможным, поэтому действовать надо сейчас
Газета Коммерсантъ известила нас о том, что перевозчикам пассажиров по воздуху, железной дороге и воде скоро можно будет не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии. В правительстве уже подготовлен законопроект по данному вопросу, издание полагает, что Госдума рассмотрит законопроект уже в мае. А как же пассажиры? Они уже не смогут вернуть свои деньги Но это противоречит общим нормам права.
Дадут ваучеры
Забытое слово «ваучер» снова скоро будет в ходу. Ведь наши власти вместо денег, истраченных пассажирами на билеты, будут выдавать так называемый эквивалент средств на личный счет - ваучер на будущую поездку. А если таковой не предвидится? Минэкономики, которое занималось разработкой данного новшества, нашло живую поддержку и у вице-премьера (сейчас — врио премьера) Андрея Белоусова, а сами эти меры были предложены Минтрансом.
Причиной подготовки законопроекта стала критическая ситуация, в которой оказались перевозчики из-за карантинных мер.
Инициаторы и разработчики законопроекта ссылаются на общемировую практику, когда легализация ваучеров — обычное дело, к ней прибегли, в том числе Lufthansa, Air France-KLM, Ryanair, EasyJet, Southwest, United, Delta, Emirates, Qatar Airlines, Qantas, Singapore Airlines «при полной поддержке авиационных властей ЕС, США и других государств».
Да что нас с ними сравнивать, ведь мы всегда отличались от Запада и, тем более, Америки. Да и уровень благосостояния людей также в разы у нас ниже. Поэтому нашим людям предпочтительнее получить обратно свои кровно заработанные деньги, а не ждать следующей поездки с ваучером в руках.
Выручка падает, платить нечем
К примеру, в авиации на конец марта пассажиропоток упал на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соразмерно снизилась и выручка. При этом постоянные расходы компаний — выплата зарплаты, аренда самолетов и так далее — остаются почти неизменными. Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин назвал инициативу по введению ваучеров жизненно важной для отрасли. «Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли», — сказал он.
Источники «Ъ» говорят, что в авиации объем возвратов может достигать около 70 млрд руб., из которых 40 млрд руб. приходятся на «Аэрофлот». Это сколько же людей не получат средства обратно? Но об этом, видимо, никто не подумал, ведь важнее – спасти отрасль.
Проблемы возврата билетов актуальны и для железнодорожного транспорта. ОАО РЖД уже позволило пассажирам вернуть более 3,5 млн ранее приобретенных билетов на 8 млрд руб., а спрос на железнодорожные перевозки дальнего следования сократился более чем на 70%. В ОАО РЖД отказались от комментариев.
В критической ситуации оказались и речные круизные компании, которые продавали билеты на текущий сезон еще с лета 2019 года. Крупнейшие судоходные компании к марту получили более 2,2 млрд руб. авансовых платежей, подлежащих возврату, говорит источник «Ъ» в отрасли. Эти деньги израсходованы на ремонт флота в зимний период, предоплату за судовое топливо, зарплату персонала, операционные и другие обязательные платежи, уточняет он. При этом операционные поступления сократились почти до нуля, так как пассажиры не заказывают туры из-за ситуации с коронавирусом. В начале апреля Российская палата судоходства оценивала возможные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб.
Жаль, конечно, что отрасли катятся вниз, но не люди это придумали, почему же опять они должны отвечать своими копейками даже за пандемию и убыль перевозчиков?
Оценка экспертов
Эксперты по-разному оценивают легализацию ваучеров.
Так, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что это необходимая мера, хотя и несколько запоздалая. «Но массовой атаки на авиакомпании со стороны регулирующих органов не произошло, и, если позиция Минтранса воплотится в закон, ситуацию удастся урегулировать», — считает эксперт. Однако глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что, если рейс отменен и компания не несла переменных затрат на перевозку, речи о ваучерах идти не должно. Он добавляет, что, согласно общему принципу права, норма, ухудшающая чье-либо положение, обратной силы не имеет. Таким образом, полагает Янков, введение ваучеров задним числом вместо возврата денег за отмененные рейсы невозможно. В то же время эксперт считает правильным ввести ваучеры за отказ пассажиров из-за коронавируса лететь неотмененными рейсами.
Впрочем, юристы уверены, что пока законом права пассажиров не ограничены, вернуть свои деньги вполне возможно через суд. Все они начнут полноценно функционировать после снятия карантина в России. Надо подать в суд на авиакомпанию, сначала надо потребовать у неё денежный возврат, и лишь получив отказ, отправляться в судебные инстанции. Сделать это лучше быстрее, пока не принят закон.
Ваучер и Чубайс – близнецы-братья
Первая ассоциация слова «ваучер» - это Чубайс. Поэтому сразу такое решение имеет негативный оттенок. Да и почему опять все делается за счет людей, которые во время пандемии:
Теряют работу;
Уменьшают или вовсе теряют бизнес;
Не имеют стойких доходов;
Большинство не имеет сбережений.
Так им эта копейка за нереализованное путешествие, ой как пригодится… Так нет – бери ваучер и лети или езжай по нему туда, куда захочешь, но потом.
Вторая ассоциация с ваучером – лихие 90-ые, когда людям дали какие-то бумажки, а толком они не смогли распорядиться столь «ценными» документами. Вдруг и тут так же получится. Ваучер-то есть, а денег лететь куда-нибудь нет? Вот и лежит этот бланк мертвым грузом и даже душу не греет.
Инструкция к действию
Пока закон о ваучерах не принят, а деньги очень нужны, сделайте следующее:
Пассажиру необходимо написать в авиакомпанию (другую организацию) заявление, в котором указать, что он не можете воспользоваться купленным авиабилетом в связи с ситуацией с коронавирусом, а в ближайшее время поездок не планирует. Это крайне важный шаг - грамотно аргументировать необходимость возврата денег за авиабилет;
Сделать фотографию или скан заявления и прилагаемых документов;
Направить заявление заказным письмом или онлайн. В случае если авиакомпания принимает претензии по электронной почте и об этом есть подтверждение, например, на их сайте, то вполне уместно будет направить как раз по электронной почте;
Дождаться ответ - если отказано или предложено перенести дату авиабилета на более поздний срок, то самый реальный выход судиться: нужно понимать, что потребитель вправе требовать возврата причитающихся по закону ему денежных средств (полностью или за вычетом фактически понесенных расходов), а так же НЕУСТОЙКИ, ШТРАФА И КОМПЕНСАЦИИ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ. ТАКЖЕ МОЖНО ТРЕБОВАТЬ И КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ЗА ПРОСРОЧКУ ВОЗВРАТА СРЕДСТВ, хотя по опыту судебных дел она, скорее всего, будет иметь символический размер и присуждается на усмотрение суда.
Не опускайте руки и знайте свои права.
Благодарю Вас Наталья
Наталья огромное спасибо! Мы ещё в декабре купили недельный речной круиз, на июль месяц! Вот теперь призадумались, ждать июль или вернуть деньги? Спасибо за публикацию! 🌹🌹🌹
Здравствуйте. Благодарю за полезную информацию.
А зарплату работникам стюардессам и т.д. они будут тоже ваучерами выдавать.
Евросоюз ввёл новую валюту евро, а у нас теперь новая валюта ваучеры.