Авиа-ваучеры и сертификаты взамен денег за перелеты, отмененные из-за пандемии

Само собой разумеется, что подавляющему большинству россиян весенне-летний отдых испортила пандемия (прошу особо въедливых читателей не придираться к этому термину – можно называть ситуацию на любой вкус – угроза пандемии, «что-то непонятное из-за некоего вируса» и т.п. – ситуации это не изменит).
Соотечественники, запасшиеся авиабилетами, намерены их сдать. Авиакомпании денег для погашения стоимости всех авиабилетов, подлежащих возврату из-за covid-19, в достаточном количестве не имеют, что, думаю очевидно. Авиакомпании и без пандемий периодически вылетают в трубу.
Поэтому авиаперевозчики предлагают пассажирам вместо денег ваучеры или сертификаты.
Так поступила, в частности, авиакомпания S7. Условия обмена билета на сертификат размещены на её сайте: Подробнее ➤
По данным РГ «Аэрофлот» и лоукостер «Победа» выбрали такой же формат: Подробнее ➤
При этом «Победа» заявила, что все средства за отмененные авиабилеты будут возвращены только на счет в личном кабинете пассажира, их после возобновления деятельности можно будет потратить на новые авиабилеты. Теперь такой сертификат предлагается на срок действия до трех лет.
В связи с этим у потребителей авиационных услуг назрел основной вопрос – законно ли заменять деньги ваучером (сертификатом)?
С юридической точки зрения можно указать на следующие моменты.
Ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о защите прав потребителей, ни Воздушный кодекс РФ ничего не говорят ни о каких ваучерах.
Относительно сертификатов – регламентация применительно к сложившейся ситуации тоже весьма туманная.
Однако Воздушный кодекс РФ содержит в себе ст. 108, посвященную отказу пассажира от авиаперевозки.
Согласно этой статье, отказ может быть:
1) Не вынужденным (т.е. по инициативе пассажира). При этом:
-оплата за невозвратные билеты не возвращается;
-оплата за возвратные билеты возвращается не в полном объеме.
2) Вынужденным, при котором оплата возвращается в полном объеме, но только в следующих случаях:
-болезнь пассажира (должен быть больничный лист);
-болезнь члена семьи пассажира или близкого родственника, при условии совместного перелета;
-смерть члена семьи пассажира или близкого родственника;
-иные предусмотренные федеральными авиационными правилами действия (бездействие) перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.
Кроме того, оплата за билет должна быть возвращена по отмененным рейсам.
Как видим, распространение коронавируса не является основанием для полного возврата стоимости авиабилетов.
Кроме того, как я писал уже ранее, Президиум Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г. утвердил «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с… (COVID-19) № 1», которым не признал covid-19 форс-мажором.
Ссылка на документ: Подробнее ➤
Поэтому авиакомпании не обязаны возвращать пассажирам денежные средства за ранее приобретенные авиабилеты, если планы изменились из-за пандемии. В этом случае возврат производится в общем порядке.
Вместе с тем, ваучер или сертификат не может быть принудительным, у пассажира есть право воспользоваться положениями ст. 108 Воздушного кодекса РФ на расторжение договора авиаперевозки (т.е. – на возврат билета, если только он не «невозвратный»).
Любая авиакомпания обязана выплатить за билет деньги за минусом стандартных вычетов.
Однако кроме правового аспекта, есть критерий целесообразности. Если авиакомпания откажет в возврате денег – нужно идти в суд с иском. Это – несколько месяцев тяжбы. Потом еще работа с судебными приставами.
Поэтому при возврате авиабилета нужно принять основное решение: бесконфликтно взять ваучер (сертификат), который потом можно потратить на приобретение другого билета, или же ввязаться в судебный процесс против авиакомпании – это на полгода как минимум.
Что возьмете взамен билета?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Ваше мнение, конечно имеет право на существование. Но... Пусть и в связи с COVID-19, но официально ни ЧП, ни любой другой ограничительный режим по стране объявлен не был - это факт. Были продекларированы только рекомендации - тоже факт. Ни пандемии, ни тем более эпидемии по факту нет - третий факт. И самое главное авиакомпании отменяют рейсы сами (в связи с рекомендациями или по указанию сверху, но САМИ) - тоже факт. Так с какого перепугу, они не должны или не обязаны возвращать деньги за перелёт. Таковое возможно только в нашей беспредельной стране, где на законы плевать хотели на всех уровнях.
Вы статью внимательно прочли? Мое мнение - должны возвращать деньги, а не ваучеры.
"Поэтому при возврате авиабилета нужно принять основное решение: бесконфликтно взять ваучер (сертификат), который потом можно потратить на приобретение другого билета, или же ввязаться в судебный процесс против авиакомпании – это на полгода как минимум."
Самый последний абзац Вашей статьи. Разве он не резюмирует всё выше сказанное?
Резюмирует - каждый выбирает - судится за деньги или берет ваучер.
Добровольно же деньги вряд ли отдавать будут. Разве нет?
Как в отпуск полететь - пандемия, нельзя, закон слепили быстренько. А как билеты вернуть - пандемии нет. Игра в одни ворота. Хамство растет и крепчает. Бесправие народа растет в геометрической прогрессии.
О каком законе с запретом лететь в отпуск идет речь?
Всё что сейчас происходит, пандемия, самоизоляция и тд, очень ярко показывает несостоятельность законов, правил, кодексов. Всё против граждан и с билетами также - довольствуйся ваучером/сертификатом, но денег не получишь😏
Несостоятельность всех "законов, правил, кодексов"?
Законы двоякие, правила только в пользу компаний, кодексы - одна статья исключает другую (если во всё этом разбираться углублённым и детально). Не завидую юристам в этом плане, адский труд, честно😱