Повышенная готовность. Ещё раз о важном.
С 1 апреля текущего года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены дополнительные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушения режима повышенной готовности или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Составы указанных правонарушений изложены следующим образом:
Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ,-
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий-
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Эта тема на уже неоднократно обсуждалась, однако как показывает практика, в период с 1 апреля и до сего дня, граждане не видят различий между данными статьями. Но самое главное, что некоторые должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, сами не всегда отличают диспозиции вышеприведенных составов. В связи с этим, на граждан было составлено немалое количество ошибочных протоколов, а учитывая, что штрафные санкции в них различаются, то в случае привлечения гражданина к ответственности по ошибочной статье – как минимум может серьёзно «ударить по карману».
21 апреля Верховный Суд РФ в своем Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, разъяснил вопросы применения административного законодательства по указанным статьям.
Зачастую, высший орган судебной власти изъясняется четким и грамотным юридическим языком, и простому обывателю не всегда понятны его изречения. Постараюсь донести более понятным языком основные различия и сходства между данными правонарушениями.
Субъектами правонарушения, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ могут быть только лица:
-с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
-прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
-находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
-уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания;
-нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.
Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ могут быть любые граждане, не подпадающие под категории субъектов правонарушения предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Должностные лица, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях:
По части 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
1. Должностные лица органов внутренних дел (полиции);
2. Должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
1. Должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
2. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, в том числе первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра и заместитель Министра - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
3. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений.
4. Должностные лица территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
5. Руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальных подразделений федеральной противопожарной службы), их заместители.
6. Руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, их заместители, руководители структурных подразделений указанных пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, их заместители и должностные лица этих структурных подразделений.
7. Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Минпромторга России, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
8. Должностные лица Росгвардии.
9. Должностные лица органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.
10. Председатели (заместители председателей) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций.
11. Руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
12. Руководитель структурного подразделения Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
13. Руководители профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
14. Руководители подразделений противопожарных служб субъектов Российской Федерации, их заместители.
15. Руководители созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители.
16. Руководители профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, их заместители.
А также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
И то и другое правонарушение рассматриваются судьями районных судов. С небольшим отличием, что по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ дела могут быть рассмотрены с использованием систем видеоконференц-связи, в связи с угрозой распространения заболевания.
По срокам давности составы тоже имеют существенные различия. По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ такой срок составляет 3 месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения. По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ лица подлежат привлечению к ответственности в течение одного года с момента обнаружения такого правонарушения.
Как указано в самом тексте статей, штрафные санкции, также отличаются. При совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, нарушитель может отделаться предупреждением, либо штрафом от 1000 до 30000 рублей. При совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – сумма штрафа начинается от 15000 и доходит до 40000 рублей.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в своей статье, я привел основные различия и сходства административных проступков, при совершении которых несут ответственность граждане. Помните, что режим повышенной готовности – это вынужденная мера, не ограничивающая свободу гражданина, а способ борьбы с распространением заболевания. Соблюдайте все необходимые меры предосторожности и нормы законодательства – это поможет сохранить жизнь и здоровье вам и вашим близким.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: