"Черный рынок" во время коронавируса
Уже в первые дни самоизоляции в Москве, 30-31 марта 2020 года, когда было указано закрыть всю торговлю, кроме продажи продовольствия, лекарств и зоотоваров, у меня не было сомнений в том, что вскоре возникнет своего рода "черный рынок". Это такие формы торговли, когда торговая точка формально закрыта. Исторический опыт показывает, что торговля и бизнес довольно быстро приспосабливаются к ограничениям. Режим самоизоляции тут также не оказался исключением.
Уже в начале апреля можно было увидеть основные формы коронавирусного "черного рынка". К ним прибегали те предприниматели, которые по техническим или финансовым причинам не могли перейти к онлайн-торговле и доставке товаров потребителям курьерами, то есть самый мелкий бизнес. По моим личным наблюдениям, форм этого «черного рынка» было три.
«Торговая кооперация» - поскольку продовольственные магазины, в том числе и мелкие, продолжали работать, то у соседних торговых точек, продающих схожий товар, появилась возможность прибегнуть к кооперации. По договоренности продавец работающей точки продавал товар неработающей; например, так можно было купить кальянный табак и уголь.
«Продавец по вызову» - на двери закрытого магазинчика висело объявление с телефоном. Можно было набрать номер и позвать продавца (обычно он был где-то неподалеку), который выносил нужный товар и отпускал его покупателю.
«Стучите, и откроется вам» - некоторые торговые точки не работали, но если постучаться в дверь, то она открывалась; можно было попросить вынести и отпустить необходимый товар. Бывали случаи, когда таким образом работали некоторые кафе, небольшие ресторанчики, мини-отели, парикмахерские и другие заведения сферы услуг.
Иногда эти формы комбинировались, и у продавца работающей торговой точки можно было спросить, можно ли что-то купить в неработающем соседнем магазинчике.
Это, конечно, вынужденные приемы полуподпольной торговли. Во-первых, предпринимателям надо иметь хоть какую-то выручку. Хотя, на мой взгляд, вряд ли они собирали более 25% дневной выручки до самоизоляции. Во-вторых, покупателям тоже надо покупать, и время от времени возникают потребности в непродовольственных товарах: например, сантехнике, обуви, различной мелочи для домашнего ремонта, который многие начали во время самоизоляции, и прочих товарах.
Конечно, режим самоизоляции в Москве, да и в других регионах, нанес большой урон по малому и среднему бизнесу. В апреле 2020 года оборот этого сектора упал по России на 54% к апрелю 2019 года, а по Москве — на 79%. Потому «черный рынок» в виде торговли из формально закрытых магазинов и торговых точек был крайне вынужденным средством хотя бы не протянуть ноги в условиях самоизоляции, сохранить бизнес. Трудно сказать, насколько это им удалось; мелкий бизнес будет держаться до последнего и некоторые данные о том, сколько их не смогло пережить кризис, вызванный эпидемией коронавируса, будут, вероятно, к концу лета.