Российский Космизм - Российский выбор.
Философия как особенность народа.
Особенности каждого народа (мононационального, многонационального ли) выражаются во многих проявлениях, одно из которых те философские (теологические ли) учения и направления, которые созданы и создаются тем или иным народом. Кто не знает Конфуцианства, пришедшего из Китая, немецкой классической философии (объединившейся в философию Нового времени и отчасти способствовавшей раннему объединению Европы) и т.д. Россия не исключение, но как это у нас водится, свое мы плохо помним или напрочь забываем. На рубеже 19 – 20 веков в России сформировалось самобытное и разнообразное по своим ответвлениям направлениям философии, которое было исторически обозначено как Космизм.
Космизм, как виток истории.
Отчасти его можно назвать повторением развития философии той поры, когда была одна философия, вмещавшая в себе все остальные дисциплины (которые из философии и вышли). В период становления и развития древнегреческой философии сама она и все науки были в едином союзе с религией. Наверное, такой абсолютный союз религии и науки (и философии) в тот период времени объяснялся тем, что вся наука носила больше созерцательный, чем практически - измерительный характер. Идеи выводились и доказательства путем размышления и логических построений, а не путем эмпирическим (опытным). Проверялась верность того или иного суждения в логических диспутах, а не путем проведения лабораторных или иных опытов. По мере накопления знаний о мире происходил процесс возникновения внутри философии новых дисциплин и их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, физика астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Но все они возникли из философии, которая, поэтому вполне по-праву называется наукой наук. И об актуальности этой науки вообще или какого-то ее направления никто тогда еще и не спорил.
Философия нового времени.
Вполне закономерно, что постепенно Европейская культура, переняв во многом культуру Древнеримскую, основанную также во многом на Древнегреческой культуре, переняла и Древнегреческую философию, изучаемую очень долго в Европейских университетах вместе с богословием как основную из научных дисциплин. Поэтому и основные философские направления идеализм, эмпиризм и скептицизм широко были распространены в Европе к тому периоду, когда стала возникать так называемая классическая философия, называемая еще Немецкой классической философией по происхождению ее основных представителей: И.Канта (отца - основателя этого направления), И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Она, конечно не могла возникнуть сразу на базе античной философии, почва была подготовлена Р.Декартом, Дж. Локком, Д.Юмом, каждый из которых примерял по-своему идеализм и эмпиризм, вводя скептицизм как некий инструмент познания (в скептицизме, как известно преуспел Д.Юм, сделав его основой всех своих построений).
Восток – дело тонкое.
С другой стороны — с Востока приходит философия Индуизма, не открывшая, а заново подтвердившая и актуализировавшая для русской философско-религиозной мысли постулат всеобщего единства всего со Всем (понимаемого в смысле Творца - Все есть Брахма, Все есть Бог). Очень схожая идея приходит с Китайским Даосизмом. Духовный Монизм Индуизма, так в чем-то схожий с духовным единением с Богом через покаяние и принятие христианских догматов в христианстве, безусловное присутствие Абсолюта при различных значениях познания, знания, чувствования и т. д. в немецкой классической философии, впитавшей в себя традиции античной философии — вот та почва, на которой возникает такое явление как русский космизм, характеризуемый идеей всеобщего слияния и взаимопроникновения Мира и человека, микрокосма и Макрокосма.
Российский Космизм Флоренского.
На этом вод «замесе» и появляется Российский Космизм, который возникает одновременно и в православном богословии и в среде научной.
Выдающимся представителем русского космизма и особенно религиозно-философского его направления безусловно является Павел Александрович Флоренский - священник и сын священника, с рождения впитавший в себя и дух и букву истинного христианства. В основополагающем труде этого безусловно талантливого и неординарного мыслителя «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» изложена философско-религиозная концепция возможности безусловного познания истины, которая видится мыслителю в бесконечном процессе интуиции дискурса. Лингвистическим путем, анализируя этимологию слова истина Флоренский указывает на сближение его с русским словом «естина» — то, что есть сущее и реальное, следовательно из реальности познаваемое. Более того происходящее от есть гак глагола существования, определяющего как возможность существовать, так и возможность дышать. Из чего философ делает заключение, что истина в русском понимании это живое, дышащее, реально существующее существо. Дает анализ слову истина с точки зрения греческого и латинского языка, с точки зрения симитских корней (текучая во времени, которое есть форма существования всего, и вневременная вера, слово божие). И приходит к понятию Абсолютной истины, соответственно утверждает, логически обосновав это утверждение, что абсолютная истина — безусловная реальность, безусловная разумность и дана как факт - т.е. является конечной интуицией: «Бесконечное, мыслимое как целокупное Единство, как единый, в себе законченный Субъект» - Господь Бог. Познать которого (которую) можно лишь приобщившись к христианству через очищение, покаяние и искупление. Постулирует этические основы своей философии — создание истинно верующего христианского человека. Также утверждает, что София — Божественная мудрость проявилась не только через тело христова воплотившись в Богочеловеке — Иисусе Христе, вкушая тело которого (просвирки) христианин приобщается этой мудрости, но и в Храмах Церкви, ее памятниках, и в самой Церкви, которая есть суть проявленная София, сохраняющая, сберегающая и отдающая премудрость божию людям.
Помимо указанного произведения уникальным философом написано множество других, но в плане философском обозначенное выше самое значимое и обширное. Можно отметить еще интереснейшую работу «Имена», в которой Флоренский также логическо-лингвистически доказывает связь каждого имени с его первозначным определением и через это с Господом (все связано со Всем).
Космизм как выбор.
Российский Космизм объединил множество выдающихся мыслителей России того времени, но П.А. Флоренский интересен именно тем, что являясь выдающимся богословом, проводил философские изыскания не только из теологических начал, но из истории, используя то, что теперь называют семиотикой (семантикой), опередив в этом и У.Эко.
Сам же Российский Космизм безусловно характеризует Российский выбор – объединение всего со всеми с сохранением самобытности. Это проявляется сейчас даже в политике – как во внешней, так и во внутренней. И это абсолютно иной выбор, нежели предложен Западной Цивилизацией. И не надо на нее ровняться, у нас есть свое и более ценное (во всяком случае, для нас – Не стоит прогибаться под изменчивый Мир..)
Космизм - актуальное философское направление?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Не могу выбрать вариант ответа (.
Наверное в чём-то определил, если вспомнить Циолковского. Писать долго не имею возможности)), но для интересующихся вполне себе хорошая статья Государственного музея истории космонавтики www.gmik.ru
Идея о том, что человек это микрокосмос мне очень даже импонирует.
Но наверное не только космизм определил, поэтому в голосовании не участвую.
Здравствуйте. Благодарю за интересную публикацию.
Не для широкой публики. Скучно.
Не знаю.
Есть филОсофы, и есть филосОфы. Если кто не знает.