Правомерны ли штрафы за нарушения правил лечения на дому

84 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 7,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

10 и 21 апреля 2020 года Мэром Москвы С. Собяниным были изданы Указы, соответственно, № 42-УМ и № 47-УМ. Этими указами были внесены изменения и дополнения в Указ от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Изменения, в частности, коснулись того, что с 10 апреля 2020 года по отношению к гражданам с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей стали применяться технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения.

С 22 апреля 2020 года граждан с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также граждан с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний обязали соблюдать режим самоизоляции (изоляции) на дому, аналогичный режиму, применяемому для граждан с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Заявленные цели - контроль за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей посредством применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения. При этом допускается передвижение указанных граждан только в целях получения медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе с использованием транспортных средств на основании оформленного цифрового пропуска.

Таким образом, указами Мэра Москвы сначала в отношении граждан с наличием новой коронавирусной инфекции, а затем и в отношении граждан с подозрением на наличие инфекции, с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний стали применяться технологии слежения за их местоположением. Те же меры касаются и тех, кто совместно проживает с указанными выше гражданами. О чём идёт речь?

На сайте Мэра Москвы (www.mos.ru) размещена информация, в соответствии с которой, лечиться дома и соблюдать режим самоизоляции должны пациенты с лёгкой формой коронавируса и симптомами острых респираторных заболеваний. Для контроля за соблюдением режима самоизоляции таких пациентов используется мобильное приложение «Социальный мониторинг». Тем, кто проживает в одном жилище с больным, в самоизоляции необходимо провести 14 дней – инкубационный период болезни. И дополнительно 14 дней после выздоровления домашнего пациента. Если пациент направлен в больницу, самоизоляцию тем, кто проживает совместно с больным, необходимо соблюдать на протяжении 14 дней с момента последнего контакта. Тем, кто проживает совместно с пациентом с ОРВИ, разрешено выйти из дома при обращении за экстренной медпомощью и при иной угрозе жизни и здоровью, в ближайший магазин или аптеку, выгулять собаку или вынести мусор.

Решение о лечении пациента на дому принимает только врач. Он должен рассказать пациенту об условиях лечения, в том числе о необходимости установить мобильное приложение, которое отслеживает, как пациент соблюдает карантин.

Лечиться можно там, где удобно, не обязательно по месту регистрации. Врачи будут наблюдать больного в режиме 24/7. Для этого организован специальный телемедицинский центр. По интернету, используя аудио-и видеосвязь, врачи проводят дистанционные консультации, оценивают состояние здоровья и дают рекомендации. Пациент получает чек-лист самоконтроля, в котором каждый день отмечает свои симптомы и обсуждает их с врачом. Врачи выдают все необходимые лекарства. В том случае, если пациент проживает один, ему предлагается пользоваться услугами курьеров. За свой счёт.

Пациент с подтверждённым коронавирусом подписывает информационное согласие, в котором обязуется не нарушать режим самоизоляции и соблюдать все предписания врачей.

Но не только врачи будут осуществлять наблюдение. Контроль за соблюдением самоизоляции производится 24/7 через мобильное приложение. Оно автоматически отслеживает геолокацию пользователя и фиксирует случаи покидания места изоляции, а также регулярно просит больного коронавирусом пройти дополнительную идентификацию с помощью фото. Если программа фиксирует, что человек нарушил карантин или не находится рядом с телефоном, уведомление об этом поступит в городские службы. Если пациент с положительным тестом на коронавирус (а также гражданин, у которого только подозревается такое заболевание; пациент с ОРВИ, а также те, кто живёт вместе с ними) покинет место проживания (вовремя не пройдёт идентификацию по запросу системы), он будет оштрафован на сумму от 4000 до 5000 рублей по статье 3.18.1 КоАП Москвы). Такая же ответственность грозит и пациентам с ОРВИ, которым выдано предписание главного санитарного врача о соблюдении самоизоляции. Если нарушение карантина повлекло массовое инфицирование или смерть людей, человеку грозит уголовная ответственность, вплоть до 7 лет лишения свободы (статья 236 УК России). То же самое касается и тех, которые живут с пациентом с коронавирусом и нарушают карантин.

Вышеназванные указы Мэра столицы, как следует из преамбул самих указов, изданы в соответствии с законом города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы» (далее по тексту – Закон). Как следует из Закона, Мэр Москвы в праве издавать Указы. Которые являются правовыми актами. Подчеркну: не нормативными правовыми актами, а правовыми актами. В Законе даны определения этим понятиям.

Так, правовые акты города Москвы - официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.

Нормативные правовые акты города Москвы - правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

В соответствии с Уставом города Москвы Мэр вправе издавать Указы, которые являются правовыми актами (не нормативными правовыми актами).

Вот, что сказано в преамбуле Указа Мэра Москвы 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»: «В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Далее по тексту Указа – приведён перечень ограничений и запретов, часть из которых мы рассматривали выше. То есть, Мэр Собянин С.С. в качестве основания для издания им Указа ссылается на положения Федерального закона, подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1. Обратимся к тексту названного Федерального закона. Статья 4.1 озаглавлена как «Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Пункт 6 статьи 4.1 определяет режимы, в которых могут функционировать органы управления и силы единой государственной системы. Их предусмотрено три:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

То есть речь в Федеральном законе, на который сослался Собянин С.С. в изданном им Указе, идёт только о функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В режиме угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Но, если обратиться к тексту Указа, то нельзя не прийти к выводу о том, что каким-то образом в систему органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вошёл неопределённый круг лиц. Обратимся вновь к тексту Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В статье 11 говорится о полномочиях органов государственной власти субъектов России и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оказалось, что режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации (для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), а также установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации возможно только на основании принятых органами государственной власти субъектов России законов и нормативных правовых актов. Как мы сказали выше, Указ Мэра Москвы является нормативным актом, а не нормативным правовым актом и, уж тем более, не является законом. Отсюда: соответствующие нормы поведения для столицы могут быть приняты только на основании закона города Москвы.

Из сказанного следует, что Мэр Москвы грубо вышел за пределы своих полномочий, когда издавал и публиковал свои указы (вводящие режим повышенной готовности, нормы и правила поведения, цифровые пропуска). Эти Указы Мэра ничтожны. Они противоречат требованиям федерального законодательства.

Необходимо отметить, что в путинском криминальном приватизированном государстве с хунтоподобной формой правления подобное поведение государственного чиновника давно не вызывает удивления.

Казалось бы – обсуждать содержание Указа, который сам по себе не подлежит применению, лишено смысла. Однако, де-факто, Указ продолжает действовать и граждане подвергаются штрафам за нарушение его положений. Рассмотрим вопрос: правомерно ли применение штрафных санкций к тем из наших граждан, кто лечится на дому и к тем, кто проживают совместно с такими гражданами.

Вернёмся к вышеприведённым положениям Указа Мэра. Напомню, речь идёт о тех гражданах, по отношению к которым применяются технологии электронного мониторинга их местоположения в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения. К кому могут быть применены эти технологии:

-к гражданам с наличием новой коронавирусной инфекции;

-к гражданам с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции;

-к гражданам с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний;

-к гражданам, кто проживает совместно с такими гражданами.

Сразу заметим следующее. Новая коронавирусная инфекция признана заболеванием, представляющим угрозу для окружающих. Так, Постановлением Правительства России 31 января 2020 года № 66 были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства России «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», инфекционное заболевание, представляющее опасность для окружающих – это инфекционное заболевание человека, характеризующееся тяжёлым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

На этом фоне выглядит весьма странным то, что больных новой коронавирусной инфекцией размещают для амбулаторного лечения на дому, в окружение здоровых людей, подвергая их опасности заражения. Если заболевание и вправду представляет опасность для окружающих, отчего больного не помещают в стационар, изолируя от окружающих? А не связано ли такое поведение властей с тем обстоятельством, что совсем недавно тот же С. Собянин резко сократил число койко-мест в больницах Москвы? Тысячи врачей были вынуждены уволиться. И теперь Мэр Москвы выступает с инициативой привлекать к уходу за больными новой коронавирусной инфекцией студентов старших курсов медицинских учебных заведений. А вместо палат закрытых им больниц распорядился использовать квартиры граждан.

Предполагается согласие пациента для его лечения в домашних условиях, как и согласие лиц, проживающих совместно с ним. Не подписавших согласие госпитализируют. То есть предполагается госпитализация не на основании наличия у гражданина признаков и симптомов заболевания. А за отказ от размещения в одной квартире с больным. Даже и за отказ в случае, если у совместно проживающего гражданина только подозревают новую коронавирусную инфекцию или он болен ОРВИ. Это похоже на карательную медицину. Ибо для чего вести в госпиталь здорового человека? Не для таких ли граждан сейчас переоборудываются спортивные комплексы города Москвы?

В якобы благих целях – недопущения распространения заболевания, гражданам в безальтернативном порядке навязана система ежесекундного контроля за его личной жизнью. Человека заставляют жить в условиях страха за то, чтобы ненароком не оказаться вдали от устройства с установленным на нём мобильным приложением. Переживать за то, чтобы не был разряжен аккумулятор, не оказаться в ванной в момент поступления вызова и тому подобное - чтобы успеть сфотографироваться и отправить фото.

В соответствии со статьёй 23 Конституции России, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но разве может человек чувствовать себя спокойно, когда, находясь дома, его заставляют жить в ожидании звонка, постоянной необходимости доказывать то, что он не является нарушителем так называемой самоизоляции. Иначе, как наглым и циничным попранием основных прав и законных интересов граждан способ так называемого электронного мониторинга местонахождения гражданина назвать нельзя. В соответствии с Конституцией России, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2 статьи 49).

Кроме как на сайте Мэра Москвы информации о том, каким образом и по каким правилам действует приложение «Социальный мониторинг», найти не представляется возможным. Но такая информация напрямую относится к правам, свободам и обязанностям человека. Что, опять же, грубо нарушает требования Конституции России, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). То есть работа приложения «Социальный мониторинг» должна быть предусмотрена, по крайней мере, Законом города Москвы. С чётким описанием правил и алгоритма её работы. Этот закон должен быть официально опубликован для всеобщего сведения. Чего сделано не было.

Действующими нормативными правовыми актами и правовыми актами не урегулирован такой вопрос, как помещение больного для лечения на дому.

В части определения чётких критериев – в каком случае гражданина помещают для лечения на дому. Решение принимает лечащий врач. Освобождается ли он от административной и уголовной ответственности в том случае, если помещённый по его рекомендации на лечение на дому гражданин заразит лиц, проживающих с ним в одном жилом помещении?

Вывод. Привлечение к административной ответственности пациентов с коронавирусной инфекцией (подозреваемых в её наличии), пациентов с ОРВИ и тех, кто живёт вместе с ними за нарушение карантина (самоизоляции), не выполнивших действий, контролируемых при помощи мобильного приложения «Социальный мониторинг» незаконно и не обоснованно. В виду несоответствия формы правоустанавливающего акта (Указа Мэра Москвы) требованиям законодательства. В соответствии с которыми такие правоотношения могут быть установлены только нормативным правовым актом (Законом города Москвы). Обязанности, которые вменяются гражданам по исполнению предписаний мобильного приложения «Социальный мониторинг» не установлены опубликованным для всеобщего сведения нормативным правовым актом. И не могут применяться вследствие установленного на то конституционного запрета. Мэр Москвы вышел за пределы своих полномочий и присвоил себе властные полномочия, когда издал Указ о введении режима повышенной готовности.

Согласны ли Вы с автором статьи

Проголосовали: 3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Подписаться
Донаты ₽

Не про зарплаты и дороги. Какой вопрос вы бы задали президенту нашему Владимиру Путину, чтобы понять главное? Мой личный опыт

Приветствую, дорогие читатели! Знаю, многие сейчас "жмутся" от одной мысли: «Ой, опять эти «прямые линии»… А смысл?» Понимаю это чувство полного скепсиса. Я и сама такой скептик, пока лично не столкнулась.

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео