Массовое тестирование москвичей
Незаконно введя режим повышенной готовности на основании собственного Указа (смотрите предыдущую статью автора), Мэр Москвы не стал останавливаться на этом. Так, на сайте Мэра Москвы (https://www.sobyanin.ru/koronavirus-novaya-programma-issledovaniy-immuniteta) заявлено о новой программе исследования популяционного иммунитета жителей Москвы.
Как видно из этой статьи, Мэр Собянин С. С. в качестве обоснования для старта этой программы приводит доводы о том, что решения о введении и отмене ограничений, связанных с пандемией коронавируса, – самые трудные, которые ему приходится принимать за всю его жизнь. (Но, почему бы, заметим мы, Собянину не опереться на законодательную власть города Москвы, как того требует закон? Не обратиться в Московскую городскую Думу с проектом закона Москвы? Тогда бы решение не было бы столь трудным для одного человека, пусть даже и Мэра столицы, если бы оно было принято депутатами – народными представителями. Ведь вопросы напрямую затрагивают права и законные интересы горожан – избирателей).
«Чтобы принимать такие решения – говорит нам в своём блоге Собянин - необходимо иметь максимально полную и достоверную информацию о реальных масштабах заболеваемости и темпах распространения коронавируса.
За последние месяцы мы развернули беспрецедентную программу тестирования на коронавирус. Ежедневно десятки федеральных, городских и частных лабораторий делают свыше 40 тыс. ПЦР-тестов. Всего сделано уже свыше 1, 3 млн тестов, и дальше машина тестирования будет только набирать обороты. Согласно новым правилам работодатели действующих предприятий должны еженедельно проводить выборочное тестирование своих сотрудников.
Развернута сеть амбулаторных КТ-центров, которые провели уже порядка 100 тыс. исследований легких для выявления вирусной пневмонии – важнейшего клинического проявления болезни.
Но этих методов недостаточно. Потому что они не позволяют понять, сколько людей уже переболели, в т.ч. бессимптомно. У скольких людей выработался иммунитет к коронавирусу».
Обратим внимание на посыл о бессимптомном течении заболевания. Представляется, что этот термин не медицинский. По крайней мере, автору не удалось найти в актах должностных лиц органов здравоохранения такой формы заболевания новой коронавирусной инфекцией, как бессимптомная форма. Сегодня медики различают всего четыре формы: лёгкая, средняя, тяжёлая и крайне тяжёлая.
Вернёмся к блогу Мэра Москвы. По мнению Собянина С.С., новым методом получения этой информации станет исследование популяционного иммунитета – тестирование (скрининг) жителей Москвы на наличие антител к новой коронавирусной инфекции.
Предполагается, что тестирование будет осуществляться ИФА-методом (иммуноферментный анализ), который позволяет выявить наличие либо отсутствие в крови пациента антител IgM (маркер наличия коронавирусной инфекции) и IgG (маркер иммунитета к коронавирусной инфекции).
Для проведения тестирования Правительство Москвы установило автоматические анализаторы крови. К концу мая общая мощность городской системы ИФА-тестирования превысит 200 тыс. анализов в сутки. Это позволило властям Москвы уже с 15 мая 2020 г. начать реализацию скрининговой программы – массовой и бесплатной.
Забор крови для тестирования предполагается осуществлять в 30-ти взрослых поликлиниках.
Каждые несколько дней примерно 70 тысяч москвичей будут получать приглашения на бесплатную сдачу анализов.
Отбор жителей будет осуществляться случайным образом в соответствии с возрастной структурой населения Москвы и с учетом округа проживания, а приглашения – рассылаться на электронную почту или с помощью sms.
Со слов Собянина, программа ИФА-исследований популяционного иммунитета, которую запускают в Москве, является беспрецедентной по своим масштабам. Для ее реализации задействованы огромные ресурсы городской системы здравоохранения.
Сергей Собянин здесь пытается нас успокоить тем, что, якобы, ожидаемые результаты стоят затрачиваемых усилий.
А каких результатов предполагается достичь? Благодаря реализации программы власти Москвы смогут:
1) максимально рано выявлять заболевание у многих людей, особенно у тех, кто переносит коронавирус бессимптомно;
2) получить достоверную информацию о ситуации с распространением коронавируса в городе и на отдельных городских предприятиях и в организациях;
3) принимать обоснованные решения о смягчении действующих ограничений, не ставя под угрозу жизни и здоровье людей.
Так вот, для чего задействованы огромные ресурсы городской системы здравоохранения. Но, система мониторинга распространения заболевания уже существует. Так, выше мы давали ссылку на Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198 н (ред. от 29.04.2020) "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19". Когда вся информация о больных, граждан с симптомами заболевания фиксируется медицинскими работниками и направляется в соответствующие центры для её дальнейшей обработки и систематизации. Но возможность задействования огромных государственных ресурсов и здесь не даёт покоя Собянину. Кому война, а кому мать родна.
Пока предполагается то, что прохождение тестирования будет проводиться на добровольной основе. Однако, вызывает обеспокоенность то, что в соответствии с новыми правилами работодатели действующих предприятий должны еженедельно проводить выборочное тестирование своих сотрудников. Возможно, что отказ работника от прохождения тестирования повлечёт негативную реакцию руководства предприятия. И работник предприятия будет, ради сохранения рабочего места, вынужден дать своё согласие на прохождение тестирования.
Между тем, в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в России», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. То есть проведение тестирования способом забора крови - есть ничто иное, как медицинское вмешательство. Никто не в праве в отсутствии информированного добровольного согласия гражданина принуждать его к проведению тестов. Федеральным законом предусмотрены случаи, когда медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается. Список оснований закрытый их всего шесть. И одним из оснований выступает медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Но в отношении здоровых и законопослушных граждан применительно к теме настоящей статьи действует чёткое правило: предоставление биоматериала гражданином для медицинских исследований допускается не иначе как на основании согласия гражданина.
Как будут развиваться события далее, покажет время. Однако, нельзя не отметить следующее обстоятельство. Метод ИФА-исследований популяционного иммунитета не входит в перечень методов лабораторных исследований по диагностике коронавирусной инфекции, предусмотренных Временными методическими рекомендациями. Профилактика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Версия 5 (08.04.2020 г.), утвержденных заместителем министра Здравоохранения России.
Вызывает сомнение и то, что проведение массового тестирования методом ИФА-исследований поможет в достижении поставленных целей. Простой пример: если человек еще болен COVID-19, то с большой вероятностью в его крови еще нет антител — специальных белков — к вирусу либо их количество не позволит тесту быть положительным. То есть при помощи этого теста невозможно максимально рано выявить наличие заболевания. Остаётся под вопросом и возможность получения достоверной информации о ситуации с распространением коронавируса в городе и на отдельных городских предприятиях и в организациях. Для чего затрачивать огромные ресурсы для поголовного тестирования москвичей, если в столице (как и во всей стране) уже задействована система мониторинга. Когда при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на коронавирусную инфекцию, вызванную SARS-CoV-2, пациентам вне зависимости от вида оказания медицинской помощи проводится комплекс клинического обследования для определения степени тяжести состояния. И ничто не мешает Сергею Собянину принимать обоснованные решения о смягчении действующих ограничений, не ставя под угрозу жизни и здоровье людей. А если так, то не является ли подобная инициатива Мэра Москвы ещё одним способом обогащения конкретных лиц за счёт бюджета столицы, теперь уже под предлогом заботы о здоровье и безопасности граждан?
Согласны ли Вы с автором статьи
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты