Правовое регулирование поглощений открытых акционерных обществ в Российской Федерации
Статья опубликована в сборнике статей по итогам международной научно-практической конференции «юридическая наука в ХХI веке: перспективные и приоритетные направления исследований» 13-14 сентября 2013 года.
В российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия «поглощение».
Вместе с тем ряд правовых актов закрепляет юридический смысл данного правового явления. Под поглощением открытого акционерного общества (далее - ОАО) для целей настоящей статьи будет пониматься приобретение заинтересованной стороной более 30% общего количества акций открытого общества.
Приобретение акций предполагает переход права собственности на них в результате заключение гражданско-правовых сделок, к которым, в частности, относятся, купля-продажа, мена и дарение. В связи с этим можно сделать вывод, что процедура поглощения ОАО происходит посредством обращения ценных бумаг, под которым, в соответствии с абз. 15 ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Совершение сделок, влекущих за собой переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги (обращение эмиссионных ценных бумаг), допускается после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) или присвоения их выпуску (дополнительному выпуску) идентификационного номера. Переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги запрещается до их полной оплаты, а в случае если процедура эмиссии ценных бумаг предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), - также до государственной регистрации указанного отчета. Переход прав, закрепленных эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомление держателя реестра, или депозитария или номинального держателя ценных бумаг. В случае, если данные о новом владельце такой ценной бумаги не были сообщены держателю реестра данного выпуска или номинальному держателю ценной бумаги к моменту закрытия реестра для исполнения обязательств эмитента, составляющих ценную бумагу (голосование, получение дохода и другие), исполнение обязательств по отношению к владельцу, зарегистрированному в реестре в момент его закрытия, признается надлежащим. Ответственность за своевременное уведомление лежит на приобретателе ценной бумаги.
Вместе с тем, сделки по купле-продаже акций являются основным способом получения юридического и фактического контроля над обществом.
Общие положения о купле-продаже имущественных прав, в том числе акций, содержатся в Параграфе 1 Главы 30 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Однако указанные положения применяются к купле-продаже ценных бумаг, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи.
Особые правила купли-продажи акций установлены Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО).
Так, лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, вправе направить в открытое общество публичную оферту, адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций общества.
Лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, в соответствии с ч. 1 ст. 84.2 Закона об АО обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них ценных бумаг.
Общество после получения добровольного или обязательного предложения обязано принять рекомендации в отношении полученного предложения; направить полученное предложение вместе с рекомендациями совета директоров всем владельцам ценных бумаг, которым оно адресовано; направить рекомендации совета директоров общества лицу, направившему соответствующее предложение.
Закон об АО значительно ограничивает компетенцию совета директоров общества в сфере заключения различных сделок в пользу общего собрания акционеров такого общества после получения последним добровольного или обязательного предложения. При этом сделка, совершенная обществом с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску общества, акционера либо направившего добровольное или обязательное предложение лица. Лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, имеет право изменить его в части увеличения цены приобретаемых ценных бумаг и/или сокращения сроков оплаты приобретенных ценных бумаг.
Иные лица, которым стало известно о намерении кого-либо приобрести акции общества, имеют право направить в это общество в соответствии с п. 1 ст. 84.5 Закона об АО конкурирующее предложение, содержащее более высокую цену приобретения ценных бумаг.
Приобретение заинтересованным лицом более 30% + 1 акция ОАО будет считаться частичным поглощением, поскольку не предоставит такому лицу право абсолютного и безусловного контроля над обществом. При полном поглощении заинтересованному лицу необходимо приобрести все количество акций открытого общества.
Так, если лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, то оно в соответствии с п. 1 ст. 84.7 Закона об АО обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
При этом такое лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
Перед тем как направить в общество добровольное или обязательное предложение о приобретении ценных бумаг, свободно обращающихся на рынке, а также уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.7 Закона об АО, заинтересованное лицо обязано предоставить указанные документы в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Такая обязанность вызвана необходимостью проверки указанных документов уполномоченным органом на предмет их соответствия требованиям Закона об АО.
В случае неисполнения заинтересованным лицом обязанности направить уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, владелец ценных бумаг, подлежащих выкупу, вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг с приложением копии предоставленного держателю реестра владельцев ценных бумаг распоряжения о передаче выкупаемых ценных бумаг такому лицу. Требование может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о возникновении у него права требовать выкупа ценных бумаг.
Предоставляется немаловажным также отметить, что заинтересованное лицо вправе не направлять в открытое общество уведомление о праве у акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций общества. Такое лицо имеет право направить в открытое общество требование о выкупе у акционеров такого общества всех принадлежащих им акций, независимо от их требования. При этом такое лицо обязано выполнить требования владельцев ценных бумаг о выкупе принадлежащих им ценных бумаг до направления лицом своего требования к обществу. Указанная норма, на наш взгляд, нарушает права миноритарных акционеров на защиту частной собственности, поскольку предусматривает право принудительного выкупа заинтересованным лицом акций, принадлежащих таким акционерам.
Закон об АО не установил перечень документов, прилагаемых к добровольному и обязательному предложению. Данный пробел восполнен лишь в Положениях о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций ОАО.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
В настоящее время отсутствует рациональное легальное определение понятия «поглощение», а также не установлены критерии, при которых поглощение будет являться частичным или полным. Кроме того, распыленность норм права, регулирующих процедуры поглощений ОАО, среди большого количества правовых актов затрудняет процесс их применения на практике.
Список используемых источников
1. ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ.
2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: