"Это мое!" или Правовые вопросы воспитания щедрости

Наверное, многие отвыкли за время самоизоляции от такой картины.
Детская площадка, качели, горка, песочница. Словно пчелки, копошатся малыши разного возраста. Вот карапуз катит перед собой уточку на колесиках. Уточка забавно машет крылышками. И тут к нему подлетает другой ребятенок с честным намерением уточку потрогать. Если маленький хозяин умеет говорить, он скажет: "Это моё!"
Если не умеет или не хочет – молча развернется, охраняя собственность от посягательств. Но обычно в дело вмешивается мама: " Серёжа, а ну-ка дай с уточкой поиграть! Ну ты же не жадина?"
Не будем останавливаться на возможном развитии события. Давайте немного потеоретизируем и рассмотрим требование мамы (бабушки) поделиться игрушкой с точки зрения права собственности.
В теории
Как известно, право собственности включает в себя три правомочия: владение, пользование, распоряжение.
Под владением понимается фактическое обладание вещью. Например, книга. Вот, я её держу в руках. Обладаю. Хорошо, могу положить на стол. Это тоже обладание. А могу и в шкаф поставить. Место – неважно. В любой момент я могу показать себя как владелец и начать использование (то есть чтение).
Определение пользования выходит из названия. Это значит извлекать какую-то выгоду из обладания вещью, использование полезных свойств, использование по назначению или не совсем традиционно (книгу можно читать, а можно на неё горячее ставить, хотя и не стоит).
И, наконец, распоряжение. Вот здесь даже учёные-правоведы не единодушны. Например, вы сорвали яблоко (завладели), а затем его скушали. Распорядились вы им или использовали? Большинство мнений сходится на том, что в данном случае имеет место быть пользование, повлекшее уничтожение потребляемой вещи. А вот если вы это яблочко подарили кому-нибудь или продали, то это значит, что вы именно распорядились. Иначе говоря, распоряжение - это совершение юридически значимых действий. Если вещь непотребляемая, то отдать её другому человеку на время, даже на бескорыстной основе, означает распоряжение.
Теперь смотрим.
У вас есть смартфон? Вот сидите вы такой/такая в парке на лавочке, читаете статьи на нашем сайте. И вдруг подходит к вам некто и просит: "Дай мне твой смартфон, мне на фейсбук зайти надо". Что скажете? Скорее всего, откажете. В вежливой или не очень форме. Да, не беру в качестве примера необходимость вызвать "скорую" или ещё какой-нибудь экстренный случай. Просто человеку захотелось поразвлечься. Ваш смартфон – это ваш смартфон. И Вы не обязаны его давать лицу, которое первый раз видите.
Но и на детской площадке не все малыши хорошо знакомы нашему крохе. И его уточка ему дорога не меньше, чем маме – смартфон. И мама, ни за что не согласившаяся бы отдать свой гаджет чужому человеку, будет убеждать ребёнка не быть жадным. Почему? Наверное, дело в себестоимости. Уточка-каталка стоит 300 рублей, а смартфон – десять тысяч. Но малышу нет дела до этих цифр...
Семейный кодекс гарантирует "родители не имеют права собственности на имущество ребёнка" (п. 4 ст. 60). Гражданский кодекс, наделяя правоспособностью с рождения, предоставляет, в том числе возможность быть собственником с этого момента.
Желание владеть свойственно человеку. Общепризнано, что чувство собственности, осознавания собственности проявляется в 2–3 года. Но, по моим наблюдениям, раньше. Где-то в год, плюс-минус пару месяцев, малыш отстаивает владение, препятствуя несанкционированному использованию своих (или присвоенных, т.е. добытых) вещей! И делает это порой весьма яростно. А стоит купить что-нибудь и вручить ребенку с сакраментальной фразой: "А это тебе!..", как реакция незамедлительно проявляется. Кроха понимает отлично, это – "моё"! Вообще, дети – они такие. Все понимают и все помнят.
Ну так вот. Уточка. Она в руках. Её можно использовать, она так классно стучит колесиками, и там что-то скрежещет внутри. А тут подбежал какой-то, отнять хочет. Прочь! Мама! А мама: "надо делиться!". Да с какой стати?!
Представим на миг, что двух-трехлетний карапуз не только правоспособен, но и дееспособен. То есть, в контексте способен не только владеть и пользоваться, но и распоряжаться. И да, он может поделиться игрушкой и даже сам предложить с ней поиграть. А может и не захотеть отдавать такую чудесную вещь в чужое временное владение. И если того потребует ситуация, кроха может начать защиту своих прав собственника, например путем самозащиты (о ней говорится в статье 14 ГК РФ), характер которой зависит от напряжённости обстановки. Или даже подать виндикационный иск (посредством обращения к маме/бабушке) об истребовании игрушки из чужого незаконного владения.
Не утомила я вас?
Разумеется, я не к тому все это пишу, чтобы детей не учить делиться. Обмен игрушками – это основа коммуникации между малышами. Но важно, чтобы ребёнок сам захотел бы поделиться. А не в добровольно-принудительном порядке. И получил бы удовольствие от своей доброты и нужности. И хорошо бы ему это показать.
Приглашаю мамочек, бабушек и других заинтересованных обсудить тему воспитания в песочнице.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Какая прекрасная публикация, с удовольствием прочитала! Особенно поразил меня "виндикационный иск". Чудесно! Полностью согласна с автором, что ребенок должен получать удовольствие от общения с другими детьми и обмена игрушками. Никакого насилия, лишь добрая воля!
Марина, спасибо огромное за тёплый отзыв! Очень приятно!
Одна из важных задач родителей - научить ребенка строить отношения с окружающим миром: попросить, помочь, поделиться и т.д.
Согласна, но именно попросить...
...
Ну тогда нужно строить разговор по другому: дай мальчику уточку, а он тебе даст машинку. При таком варианте-да,и то,если ребенок захочет.
Спасибо за комментарий! Согласна с Вами. А не захочет, не настаивать))
Есть такие малыши, которые у всех игрушки отбирают, а свои не дают. Вот тут следует вмешаться и разъяснить правила жизни
Спасибо за комментарий! Согласна, с Вами, ребёнку в таком случае надо объяснить про встречное предоставление)))
Спасибо!
Не за что, заходите
После статьи мнение поменяла. Хотя мне не приходилось никогда так поступать. У меня доча очень добрая, всегда свои игрушки предлагает сама.
Спасибо за статью. Даже настроение поднялось)
Уважаемая Мария Юрьевна, спасибо за добрый отзыв! Значит, цель статьи достигнута, раз настроение подняла))) а дочка - молодец!