С 1 июня 2020 расширен перечень доходов, с которых нельзя взыскать долг

Доброго времени суток, уважаемые читатели! С сегодняшнего дня вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», расширившие перечень доходов, с которых нельзя взыскать долг.
ФЗ от 21.02.2019 № 12-ФЗ: от взыскания долгов будут защищены выплаты социального характера:
Статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена новым пунктом, согласно которого нельзя взыскивать долг с денежных средств:выделенных гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.
К выплатам, с которых нельзя взыскивать долг относятся, например:
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые в качестве поддержки в условиях распространения коронавируса;
- пособия членам семей, погибших в результате чрезвычайной ситуации;
- компенсации пострадавшим в техногенных катастрофах или от чрезвычайных ситуаций; компенсация проезда, приобретения лекарств и другие.
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
Напомню, на какие ещё виды доходов не может быть обращено на следующие виды доходов.
Согласно ст 101 ФЗ О исполнительном производстве:
Не может быть обращено взыскание на следующие виды доходов: денежные суммы, выплачиваемые:
1) в возмещение причиненного вреда здоровью;
2) в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) лицам, получившим увечья при исполнении своих служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели указанных лиц;
4) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) в качестве компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячно и (или) ежегодно, начисляемые отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) в качестве алиментов, включая суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
- в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
- в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
- денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;
12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала,
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
- в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
- в связи с террористическим актом;
- в связи со смертью члена семьи;
- в виде гуманитарной помощи;
- за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
О пункте 18 мы уже говорили в начале статьи.
Важно
Напомню, что по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 101 ФЗ О исполнительном производстве, не применяются.
Профилактика необоснованных списаний задолженности
- Выплаты, с которых нельзя списывать задолженность, будут соответствующим образом промаркированы, во избежание ошибок со стороны приставов, что, к сожалению, бывает довольно часто.
- Порядок указания специального кода установит Банк России. Новые правила обязывают финансовые организации при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании долга или наложении ареста на счета учитывать новые изменения в законодательстве. Такие же обязанности возлагаются и на судебного пристава-исполнителя.
- Кроме того, согласно изменений, внесенных в статью 70 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник обязан будет предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
- Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны будут указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу (с учетом новой редакции части 3 статьи 98 Федерального закона).
Права пристава стали шире
Этим же законом расширены права судебных приставов по взысканию задолженности с граждан:
В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов фактически любые сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (новая часть 9.1 статьи 69 Федерального закона).
Мнение автора
На мой взгляд наиболее существенное изменение касается обязательной маркировки выплат, с которых нельзя списывать задолженность. Данная норма позволит избежать ошибочных списаний со счетов граждан. Это как-то надёжнее, чем надеяться на то, что все судебные приставы знают законы.
Если сочтёте статью полезной, прошу оценить её звездами и поделиться с подписчиками.
Благодарю за внимание!
Какие изменения ждут нас с 1 июня 2020: защита от взыскания долгов, ЖКХ, возврат страховок, пенсии…
Источник:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/a03243b6e52d0dd151740702d3b6e6796d45ada0/
Вы сталкивались с незаконным списанием денежных средств приставами?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Вот только ответственность за незаконное списание денежных средств не установлена.
Такая ответственность точно не помешала бы.
Благодарю Вас Светлана Витальевна, актуальная тема
Взаимно, Эдуард
В этой ситуации мне жалко тех, кто годами не может взыскать деньги с должника, имея на это все правовые основания.
Взыскивать долги наши приставы любят только с пенсионеров и официально работающих, это самой простое... А если у должника нет официального источника дохода - только из под палки
Светлана Витальевна, здравствуйте. Повторно задаю вопрос: пособие по безработице может быть взыскано в счет погашения долга? Если нет-каким пунктом постановления это регламентируется. А то как в анегдоте - "смотрю в книгу, а вижу фигу " Старательно перечитал постановление и поправки от 1.06, но ясности не прибавилось. Мне в апреле начислили минимальные 1500 + уральские 15, мизер, но когда туго и это важно и существенно, до конца мая несколько раз получал частями это пособие, но в начале июня обнаружил на своей новой карте МИР от Почтабанка задолжность около 10 тр, и теперь даже эту минимальную поддержку потерял. ВВП обещал поднять минималку с 1500 до 4500, похоже теперь я и их не увижу. Я предпенсионер, в ЦЗН зарегистрировался впервые, как безработный, хотел переучиться на охранника, но коронавирус эти планы поправил-ждемс. В банк дозвонился-сказали, что платежи не помечены, как пособие, если бы были помечены, можно по заявлению переводить на любой другой, даже чужой счет. В ЦЗН дозвонился-им пофиг, про маркировку платежей не в курсе и ничего делать не собираются. Подскажите - на что нужно ссылаться и есть ли у меня право и возможность получать эти выплаты, с работой туго реально-от предпенсионеров все шарахаются и официально не берут. Помогите советом.
Пособие по безработице не относится к социальным выплатам Приставы могут удерживать с него задолженность.
Ну слава богу ЛЮДИ вздохнут!
Вы шутите, Павел?
Спасибо! Полезно и своевременно!
Благодарю.