Как СМИ могут нас обманывать и что делать, чтобы не попадаться на журналистские уловки

301 дочитывание
2 комментария
Эта публикация уже заработала 26,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В 2018 году Оксфордский университет сделал неутешительный вывод: количество пропаганды и манипуляций в средствах массовой информации существенно выросло за последние годы. И действительно, обман в медиапространстве встречается все чаще, а методы его внедрения становятся все изощреннее. Поэтому человеку, который желает защититься от этого произвола, нужны правильные инструменты.

Коллектив AdMe.ru выступает за достоверную и честную журналистику. Поэтому мы решили познакомить наших читателей с техниками, которые позволяют недобросовестным СМИ обмануть невнимательного потребителя. А в конце статьи вас ждет бонус — рекомендации, которые позволят обойти перечисленные махинации.

1. Создание негативных ассоциаций

Пытаясь очернить человека или организацию, некоторые СМИ могут обвинить свою жертву в связях с личностью, явлением или событием, к которым в обществе плохо относятся. Для этого используются «случайные» фотографии рядом с «неправильными» людьми или нахождение в поле проведения «сомнительных» мероприятий. Благодаря таким действиям жертва может лишиться общественной поддержки.

2. Часто повторяемая ложь = правда

«Иногда частого повторения лжи достаточно, чтобы она стала правдой» — эти слова приписывают Йозефу Геббельсу — министру пропаганды Германии и одному из главных сподвижников Гитлера. Эта фраза легла в основу следующего принципа работы СМИ: если распространять одну и ту же ложную новость под разными соусами, периодически обновляя фиктивные аргументы, то в сознании большинства людей сформируется так называемая иллюзия правды. Это происходит оттого, что наш мозг всегда ищет легкие пути для усваивания информации, поэтому предпочитает верить тому, о чем все вокруг постоянно говорят.

3. Избирательное комментирование, или фрейминг

4. Замалчивание информации

Замалчивание тоже может быть способом манипуляции. И речь не только о том, что в СМИ могут игнорировать серьезные происшествия, чтобы не разрушать популярную позицию «у нас все под контролем». Даже простое утаивание отдельных эпизодов биографии жертвы либо важной детали рассматриваемого события может помочь закрепить в сознании людей нужное мнение.

5. Подготовка к большим событиям


Если есть необходимость прийти к непопулярному решению, то иногда СМИ подготавливают для него почву. Так начинается активный вброс информации, единственной целью которого будет оправдание в головах общественности будущих мер. Логика действий манипулятора не будет вызывать подозрений у людей, которые привыкли бегло просматривать новости.

6. Воздействие на эмоции

Это один из самых часто используемых ресурсов управления общественным мнением. Чем больше эмоций в материале задействует манипулятор, тем больше шансов, что поданную информацию примут за чистую монету. Музыка, лексика, видеоряд, текст — каждый элемент может стать орудием утаивания фактов, их подмены или навязывания нужной точки зрения, если надавит на определенные чувства.

7. Использование влияния авторитетов и фразы «статистика показала»


В медиапространстве часто можно услышать или прочесть такие фразы: «По мнению ФИО, эксперта в области...», «Статистические данные показывают, что такой-то процент людей...». Применяются они потому, что в общественном сознании сильна власть авторитетов (которые можно создать) и официальных данных (которые можно сфабриковать). А по факту далеко не каждый такой эксперт или его данные выдерживают даже беглой проверки.

8. Подмена понятий


Еще один частый прием в СМИ — подмена понятий, котороя предполагает изменение исходного значения слова или смысла явления. Данный метод позволяет манипулятору направить внимание зрителя / читателя по нужному пути или придать «неудобным» словам требуемое значение.

9. Искусственное создание проблемы

Манипулятор создает проблему, ожидая, что люди будут нуждаться в ее решении. Но часто в таком решении могут быть заложены интересы самого манипулятора. Подобная техника позволяет практически сводить на нет градус общественного несогласия, а при необходимости — продвигать спорные идеи и инициативы.

Как бороться с манипуляциями?

Исследуйте источники новости, а если их нет, изучайте другие ресурсы.


Старайтесь найти первоисточник новости, чтобы снизить риск искажения информации.


Постоянно обновляйте и дополняйте свой список источников новостей.


Если видите серьезное и планомерное давление СМИ на людей или организации, ищите тех, кто заинтересован в их плохой репутации.


Анализируйте информацию по обе стороны «медийных баррикад».


Старайтесь подавлять эмоции при просмотре новостей и оценивайте только сухие факты.


Проверяйте авторитетность экспертов и достоверность цифр и исследований.

А какие манипулятивные техники в СМИ замечали вы?

источник

2 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

5+++

В масс-медиа на ложку правды - бочка лжи и заведомой отравы.

В инете есть альтернативные правдивые источники, но их по всему миру диффамируют и давят.

раскрыть ветку (0)

Всё так и есть, к сожалению..

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Бог дал - Бог и взял»: Священники Ульяновской епархии перечислили мошенникам 7 миллионов рублей. Плакать не надо!

У наглых и жадных мошенников не осталось не только стыда, совести и срама, но и ничего святого! Как оказалось, святым отцам и батюшкам совсем не чужды достижения научно-технического прогресса и,
00:07
Поделитесь этим видео

Дошутился: Галкин может сесть в тюрьму за оскорбление государственного символа Израиля

Максим Галкин за свои не совсем адекватные действия может получить реальный тюремный срок в Израиле, об этом стало известно 14 ноября. В конце своего творческого вечера комик решил поддержать Украину:

Почему на допросе люди говорят неправду — психология давления

Когда нас допрашивают, это далеко не всегда голливудский сценарий с грозным детективом. Психологи давно изучают, как давление влияет на реакции человека. Страх, стресс и ощущение угрозы могут заставлять людей:...

«Эффект Долиной» появился в википедии — ситуация с певицей настолько разнесла интернет, что её историю уже оформили как отдельный термин

Википедия открыла глаза на зловещий "эффект Долиной". Представьте: вы с трудом накопили на квартиру, продавец получил деньги… и вдруг заявляет, что стал жертвой мошенников, требуя отмены сделки.

199 рублей исчезли? Не удивляйтесь — это Сбер шлёт приветы! Мелкие, но наглые платежи

Если вы ещё не сталкивались с таинственными исчезновениями 199 или 299 рублей со своей карты, значит, вы либо не пользуетесь Сбером, либо просто ещё не заглядывали в историю операций. Соцсети кипят,...

Эффект дефицита: почему надпись «осталось 3 штуки» действует на всех

Рекламщики отлично знают одну нашу слабость: мы гораздо сильнее реагируем на угрозу потери, чем на предложение выгоды. И именно на этом построены самые эффективные маркетинговые трюки. Наш мозг устроен так,...

Шоколад без шоколада! Как производитель обманывает покупателя И почему десерт взлетел в четыре раза

Все любят шоколад, особенно дети! И я, как мама, никогда не была против этого десерта, а наоборот регулярно подкармливала дочурку качественным шоколадом - и настроение улучшается, и гемоглобин повышается!

Сибирский брачный аферист задержан

27-летний мужчина из Кемерово несколько лет обманывал влюбляющихся в него девушек. Гастролировал он по всей Сибири. Знакомства симпатичный Артём М. заводил по интернету. Представлялся холостым предпринимателем,...