Тулинкова Инна Сергеевна
Тулинкова И. С. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8

Исторические аспекты становления и развития административного судопроизводства в РФ

283 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 19,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Процесс становления административного судопроизводства в Российской Федерации имеет долгий и тернистый путь.

О создании административных судов заговорили ещё в период Русского царства в XVI-XVII вв. В то время существовал Челобитный приказ, он принимал жалобы и просьбы (называемые – челобитные), адресованные царю, данный приказ осуществлял их анализ и рассмотрение, а также контролировал деятельность государственных учреждений. Московский приказ и Владимирский судный приказ, а также ряд других приказов рассматривали жалобы частных лиц на действия чиновников (приказных).

Совершенствование, развитие и повышение эффективности судебной системы появляется в период Великой судебной реформы Александра II. Устав гражданского судопроизводства (1864 г.) считался одним из лучших кодексов, который закрепил в себе положения ряда европейских стран. Этот Устав дал толчок в развитии «дореволюционного» и «постреволюционного» периода в осуществлении законодательства. В этот период судебная власть отделилась от административной власти и тем самым, административные чиновники перестали быть судьями для себя самих. Появился контроль суда над деятельностью национальных администраций.

Обжалование действий государственных органов впервые находит своё официальное отражение в Конституции СССР 1977 года. Согласно статье 58 Конституции жалобы рассматривались в порядке, установленном законодательством, а также граждане имели право обжаловать в суде действия публичных и общественных органов. Тем самым было установлено наблюдение над деятельностью государственных органов.

Формированию административного судопроизводства поспособствовало принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1964 году, который включал раздел 2. Производство по делам из административно-правовых отношений. На сегодняшний день отмечаются существенные сходства с ныне действующим Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), где мы можем заметить тождественность названий глав, таких как глава 23 ГПК РСФСР и глава 24 КАС РФ.

Реализация конституционных положений началась с принятием Закона Верховного Совета СССР 1987 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». До принятия указанного нормативного акта люди вправе были подать судебную жалобу только в случаях, определенных законом.

С принятием Закона СССР от 02 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», расширились действия государственных органов, где закрепленные в статье 2 «коллективные и единоличные действия» возможно обжаловать.

О новой концепции судебной реформы заговорили, начиная с 90-х годов, её целью стало создание условий защиты прав граждан от посягательств, вне зависимости от того, были бы это государственные органы власти или государство в целом.

Обжалование действий и решений государственных органов нашло своё законодательное закрепление в апреле 1993 года в Законе РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».1

Новым этапом в становлении административного судопроизводства стала Конституция Российской Федерации, принятая народом 12 декабря 1993 года (вступила в силу со дня ее официального опубликования 25 декабря 1993 года). Она предусматривала, что судебная власть совершается посредством конституционного, гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства. Однако до 2015 года независимого административного судопроизводства не существовало.

Вопросы, связанные с рассмотрением административных дел, были урегулированы положениями арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Развитие административного судопроизводства в России отмечалось колоссальной работой российских реформаторов. Так, путём законодательной инициативы в 2000 году предпринимались первые попытки принятия Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». С экономической точки зрения пришли к выводу о необходимости принятия единовременно двух законов - Кодекса административного судопроизводства и об административных судах. Тем не менее, проекты законов приняты не были.

В 2002 году на основании указания председателя Верховного суда РФ с привлечением представителей науки была организована рабочая группа по разработке проекта КАС РФ. После внесенных изменений в 2006 году проект оказался на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, ответственным по разработке стал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. В работе он находился вплоть до 2012 года.

В следствии длительного разрешения вопроса об отсутствии полноценного административного судопроизводства, наличие которого указано в Основном законе, привело к принятию и введению в действие Кодекса административного судопроизводства. Так, на основе инициативы Верховного суда Путин В.В. 27 марта 2013 года внес свой проект в Государственную Думу Российской Федерации, который был принят третьем чтением 20 февраля 2015 года. С принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ даны были ответы на давно поставленные вопросы, но и в тоже время родилось множество дискуссий о целесообразности его внедрения в российское правовое поле.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступивший в силу 15 сентября 2015 года, урегулировал всю процедуру рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых, административных правоотношений. Принятый кодекс включил в себя новые подходы к рассмотрению дел, что привело к отмене Закона Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающий права и свободы граждан и ряда положений гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Вступление в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подытожило многолетние обсуждения, споры и дискуссии противопоставленными научными позициями, тем самым закончился трудный и долгий период создания полноценной системы административного судопроизводства.

Тем самым, Россия вошла в число стран, где благодаря продуктивной работе юристов-практиков, ученых, судей, законодателей был принят единый закон, с помощью которого реализовались конституционно-правовые гарантии человека (гражданина) на эффективную правовую защиту от незаконных действий (бездействий) государственных органов.

Не стоит забывать, что, основываясь на ранее сложившимся опыте Россия имеет богатый потенциал в функционировании административного судопроизводства, ошибки прошлого дают заметный толчок в развитии современного законодательства.

В отличии от других стран, с принятием данного процессуального кодекса не последовало создание административных судов. Рассмотрение дел, урегулированные нормами КАС, осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судами.

С развитием общества и функционирования государства вырастает необходимость в реформировании судебной власти. Рост количества заявлений по делам, вытекающий из публичный правоотношений, рассмотренных дел судами по данной категории, привел к поправкам в некоторые положения Кодекса.

В 2016 году вводится упрощенная форма судебного производства-судебный приказ, который повлек за собой ряд изменений в федеральные законы, а именно: от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судах в Российской Федерации» и от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Внесенные изменения летом 2017 года в Кодекс административного судопроизводства коснулись статьи 270, где заявление об установлении административного надзора может быть подано по месту фактического пребывания лица, освобожденного из мест лишения свободы, а не только в суд по месту жительства. Таким образом, мы можем проследить принцип доступности правосудия. Кроме того, изменения затронули сроки предъявления исполнительного документа. Внесенные изменения в КАС, вступившие в силу 10 августа 2017 года, расширили категории рассматриваемых дел в порядке административного судопроизводства. Последние на сегодняшний день изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года, вступившие в силу с 01 января 2018 года.

Совершенствование и процветание административного судопроизводства является важной гарантией в разрешении споров между невластными субъектами и публичной властью. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» предусматривает дальнейшее развитие института административного судопроизводства.

Рост административных дел приводит к необходимости создания системы административных судов. В данный период активно обсуждается вопрос создания административных судов как специализированного органа на примере различных государств. В советское время просматривалась тенденция появления административных судов, однако идеи сводились к заимствованию международного опыта, который не приносил требуемых результатов.

На протяжении 2015-2017 годов увеличивается количество дел по жалобам на неправомерные действия органов власти и их должностных лиц. Согласно данным судебной статистики Управления судебного департамента в Республике Крым в 2015 году поступило 39 административных дел, из которых 26 удовлетворено, в 2016 году поступило 3892 административных дел, из которых 1945 удовлетворено.

Основными причинами формирования административных судов можно назвать следующие:

1. Усиление гарантий защиты граждан от незаконных действий власти.

2. Недостаточный авторитет судов общей юрисдикции наравне с другими рассматриваемыми спорами, вытекающими из гражданских и уголовных правоотношений.

3. Увеличение общего количества споров, вытекающих из публично-правовых правоотношений.

4. Отсутствие эффективной процедуры разрешения споров, которая учитывала специфику данных категорий дел.

5. Недостаточное количество профессиональных судей в узкой специфичной направленности административного судопроизводства.

Наличие административного судопроизводства органично обуславливает и создание государственного механизма для рассмотрения и разрешения споров между органами публичной власти и гражданами.

На наш взгляд, построение новой судебной системы административного судопроизводства необходимо осуществить постепенно в виде эксперимента в нескольких регионах страны.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Микрозайм. Обжалуем незаконные действия пристава

Начало истории30 июля 2020 г. посредством SMS-сообщений с номера 900 К. была проинформирована о списании денег с банковских карт по исполнительному производству.Через официальный сайт судебных приставов К.

Самый жуткий автобус СССР

В советские времена, за руль "Колхиды" сажали водителей в качестве наказания! Говорили про неё: "Курица не птица, а "Колхида" не тягач". Считалось что, невозможно сделать транспорт хуже и примитивнее

ВС хочет запретить обжаловать в кассации не прошедшие апелляцию дела

Верховный суд РФ разработал законопроект, которым в порядке сплошной кассации могут быть обжалованы только такие итоговые судебные решения, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

КАСРФ или ГПКРФ-вот в чем вопрос

Доброго времени суток, уважаемые коллеги, клиенты и посетители сайта! В этом обзоре поговорим относительно того, как соотносятся процессуальные нормы двух кодексов: Гражданского процессуального

Как найти адвоката: пособие для чайников

Где найти грамотного? На что обратить внимание при ведении переговоров с ним? Как убедиться, что защитник качественно выполняет свою работу? Если для профессионалов ответы на эти вопросы кажутся очевидными,...

Компенсация за незаконное наказание на дороге

Незаконно назначенный штраф, выписанный за нарушение, факт которого не был доказан, стал для водителя поводом потребовать компенсации расходов и морального ущерба. Но важные разъяснения Верховного суда,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы