Тулинкова Инна Сергеевна
Тулинкова И. С.Подписчиков: 103
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг222

Исторические аспекты становления и развития административного судопроизводства в РФ

544 просмотрa
279 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 19,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Процесс становления административного судопроизводства в Российской Федерации имеет долгий и тернистый путь.

О создании административных судов заговорили ещё в период Русского царства в XVI-XVII вв. В то время существовал Челобитный приказ, он принимал жалобы и просьбы (называемые – челобитные), адресованные царю, данный приказ осуществлял их анализ и рассмотрение, а также контролировал деятельность государственных учреждений. Московский приказ и Владимирский судный приказ, а также ряд других приказов рассматривали жалобы частных лиц на действия чиновников (приказных).

Совершенствование, развитие и повышение эффективности судебной системы появляется в период Великой судебной реформы Александра II. Устав гражданского судопроизводства (1864 г.) считался одним из лучших кодексов, который закрепил в себе положения ряда европейских стран. Этот Устав дал толчок в развитии «дореволюционного» и «постреволюционного» периода в осуществлении законодательства. В этот период судебная власть отделилась от административной власти и тем самым, административные чиновники перестали быть судьями для себя самих. Появился контроль суда над деятельностью национальных администраций.

Обжалование действий государственных органов впервые находит своё официальное отражение в Конституции СССР 1977 года. Согласно статье 58 Конституции жалобы рассматривались в порядке, установленном законодательством, а также граждане имели право обжаловать в суде действия публичных и общественных органов. Тем самым было установлено наблюдение над деятельностью государственных органов.

Формированию административного судопроизводства поспособствовало принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1964 году, который включал раздел 2. Производство по делам из административно-правовых отношений. На сегодняшний день отмечаются существенные сходства с ныне действующим Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), где мы можем заметить тождественность названий глав, таких как глава 23 ГПК РСФСР и глава 24 КАС РФ.

Реализация конституционных положений началась с принятием Закона Верховного Совета СССР 1987 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». До принятия указанного нормативного акта люди вправе были подать судебную жалобу только в случаях, определенных законом.

С принятием Закона СССР от 02 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», расширились действия государственных органов, где закрепленные в статье 2 «коллективные и единоличные действия» возможно обжаловать.

О новой концепции судебной реформы заговорили, начиная с 90-х годов, её целью стало создание условий защиты прав граждан от посягательств, вне зависимости от того, были бы это государственные органы власти или государство в целом.

Обжалование действий и решений государственных органов нашло своё законодательное закрепление в апреле 1993 года в Законе РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».1

Новым этапом в становлении административного судопроизводства стала Конституция Российской Федерации, принятая народом 12 декабря 1993 года (вступила в силу со дня ее официального опубликования 25 декабря 1993 года). Она предусматривала, что судебная власть совершается посредством конституционного, гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства. Однако до 2015 года независимого административного судопроизводства не существовало.

Вопросы, связанные с рассмотрением административных дел, были урегулированы положениями арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Развитие административного судопроизводства в России отмечалось колоссальной работой российских реформаторов. Так, путём законодательной инициативы в 2000 году предпринимались первые попытки принятия Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». С экономической точки зрения пришли к выводу о необходимости принятия единовременно двух законов - Кодекса административного судопроизводства и об административных судах. Тем не менее, проекты законов приняты не были.

В 2002 году на основании указания председателя Верховного суда РФ с привлечением представителей науки была организована рабочая группа по разработке проекта КАС РФ. После внесенных изменений в 2006 году проект оказался на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, ответственным по разработке стал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. В работе он находился вплоть до 2012 года.

В следствии длительного разрешения вопроса об отсутствии полноценного административного судопроизводства, наличие которого указано в Основном законе, привело к принятию и введению в действие Кодекса административного судопроизводства. Так, на основе инициативы Верховного суда Путин В.В. 27 марта 2013 года внес свой проект в Государственную Думу Российской Федерации, который был принят третьем чтением 20 февраля 2015 года. С принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ даны были ответы на давно поставленные вопросы, но и в тоже время родилось множество дискуссий о целесообразности его внедрения в российское правовое поле.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступивший в силу 15 сентября 2015 года, урегулировал всю процедуру рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых, административных правоотношений. Принятый кодекс включил в себя новые подходы к рассмотрению дел, что привело к отмене Закона Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающий права и свободы граждан и ряда положений гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Вступление в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подытожило многолетние обсуждения, споры и дискуссии противопоставленными научными позициями, тем самым закончился трудный и долгий период создания полноценной системы административного судопроизводства.

Тем самым, Россия вошла в число стран, где благодаря продуктивной работе юристов-практиков, ученых, судей, законодателей был принят единый закон, с помощью которого реализовались конституционно-правовые гарантии человека (гражданина) на эффективную правовую защиту от незаконных действий (бездействий) государственных органов.

Не стоит забывать, что, основываясь на ранее сложившимся опыте Россия имеет богатый потенциал в функционировании административного судопроизводства, ошибки прошлого дают заметный толчок в развитии современного законодательства.

В отличии от других стран, с принятием данного процессуального кодекса не последовало создание административных судов. Рассмотрение дел, урегулированные нормами КАС, осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судами.

С развитием общества и функционирования государства вырастает необходимость в реформировании судебной власти. Рост количества заявлений по делам, вытекающий из публичный правоотношений, рассмотренных дел судами по данной категории, привел к поправкам в некоторые положения Кодекса.

В 2016 году вводится упрощенная форма судебного производства-судебный приказ, который повлек за собой ряд изменений в федеральные законы, а именно: от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судах в Российской Федерации» и от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Внесенные изменения летом 2017 года в Кодекс административного судопроизводства коснулись статьи 270, где заявление об установлении административного надзора может быть подано по месту фактического пребывания лица, освобожденного из мест лишения свободы, а не только в суд по месту жительства. Таким образом, мы можем проследить принцип доступности правосудия. Кроме того, изменения затронули сроки предъявления исполнительного документа. Внесенные изменения в КАС, вступившие в силу 10 августа 2017 года, расширили категории рассматриваемых дел в порядке административного судопроизводства. Последние на сегодняшний день изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года, вступившие в силу с 01 января 2018 года.

Совершенствование и процветание административного судопроизводства является важной гарантией в разрешении споров между невластными субъектами и публичной властью. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» предусматривает дальнейшее развитие института административного судопроизводства.

Рост административных дел приводит к необходимости создания системы административных судов. В данный период активно обсуждается вопрос создания административных судов как специализированного органа на примере различных государств. В советское время просматривалась тенденция появления административных судов, однако идеи сводились к заимствованию международного опыта, который не приносил требуемых результатов.

На протяжении 2015-2017 годов увеличивается количество дел по жалобам на неправомерные действия органов власти и их должностных лиц. Согласно данным судебной статистики Управления судебного департамента в Республике Крым в 2015 году поступило 39 административных дел, из которых 26 удовлетворено, в 2016 году поступило 3892 административных дел, из которых 1945 удовлетворено.

Основными причинами формирования административных судов можно назвать следующие:

1. Усиление гарантий защиты граждан от незаконных действий власти.

2. Недостаточный авторитет судов общей юрисдикции наравне с другими рассматриваемыми спорами, вытекающими из гражданских и уголовных правоотношений.

3. Увеличение общего количества споров, вытекающих из публично-правовых правоотношений.

4. Отсутствие эффективной процедуры разрешения споров, которая учитывала специфику данных категорий дел.

5. Недостаточное количество профессиональных судей в узкой специфичной направленности административного судопроизводства.

Наличие административного судопроизводства органично обуславливает и создание государственного механизма для рассмотрения и разрешения споров между органами публичной власти и гражданами.

На наш взгляд, построение новой судебной системы административного судопроизводства необходимо осуществить постепенно в виде эксперимента в нескольких регионах страны.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Присяч Юрий Викторович
Подписчиков 4728
09.04.2024, 09:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.3М
С 17 апреля вступят в силу поправки, которые были внесены Федеральным законом
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Шакирзянов Фанис Сагитович
Подписчиков 197
01.08.2020, 17:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2842
более того, судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что протоколы ...
Подробнее
Неинтересно
0
Дмитрий
Подписчиков 187
26.09.2023, 08:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг307.7к
В 2023 году Управляющая компания (УК) приняла решение о повышении цен на коммунальные услуги (ЖКУ)
Подробнее
Неинтересно
0
0
Pavel
Подписчиков 132
26.07.2023, 19:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.1к
В советские времена, за руль "Колхиды" сажали водителей в качестве наказания! Говорили про неё:...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Слипченко Антон Владимирович
Подписчиков 1073
29.03.2023, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг663.3к
Разговариваем с Русланом, который взыскал убытки причиненные ДТП с виновника ...
Подробнее
Неинтересно
-1
17
Золотаревский Дмитрий Андреевич
Подписчиков 913
19.06.2021, 22:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг149.9к
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, клиенты и посетители сайта! В этом ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Наталья
Подписчиков 2150
12.01.2021, 13:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг561.5к
Где найти грамотного? На что обратить внимание при ведении переговоров с ним? Как убедиться,...
Подробнее
Неинтересно
-1
34
Полешко Александр Иванович
Подписчиков 56
27.09.2020, 14:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг679
Минюст России предлагает к новым обстоятельствам, влекущим пересмотр вступившего ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Рагель Вадим Владимирович
Подписчиков 386
22.08.2020, 05:36
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг17.8к
Незаконно назначенный штраф, выписанный за нарушение, факт которого не был доказан, стал ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Чурсина Юлия Геннадьевна
Подписчиков 6782
15.07.2020, 11:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг676.2к
Пленумом Верховного суда Российской ФедерацииПленум ВС РФ принял постановление от 9 июля 2020 г.
Подробнее
Неинтересно
0
3