Исторические аспекты становления и развития административного судопроизводства в РФ
Процесс становления административного судопроизводства в Российской Федерации имеет долгий и тернистый путь.
О создании административных судов заговорили ещё в период Русского царства в XVI-XVII вв. В то время существовал Челобитный приказ, он принимал жалобы и просьбы (называемые – челобитные), адресованные царю, данный приказ осуществлял их анализ и рассмотрение, а также контролировал деятельность государственных учреждений. Московский приказ и Владимирский судный приказ, а также ряд других приказов рассматривали жалобы частных лиц на действия чиновников (приказных).
Совершенствование, развитие и повышение эффективности судебной системы появляется в период Великой судебной реформы Александра II. Устав гражданского судопроизводства (1864 г.) считался одним из лучших кодексов, который закрепил в себе положения ряда европейских стран. Этот Устав дал толчок в развитии «дореволюционного» и «постреволюционного» периода в осуществлении законодательства. В этот период судебная власть отделилась от административной власти и тем самым, административные чиновники перестали быть судьями для себя самих. Появился контроль суда над деятельностью национальных администраций.
Обжалование действий государственных органов впервые находит своё официальное отражение в Конституции СССР 1977 года. Согласно статье 58 Конституции жалобы рассматривались в порядке, установленном законодательством, а также граждане имели право обжаловать в суде действия публичных и общественных органов. Тем самым было установлено наблюдение над деятельностью государственных органов.
Формированию административного судопроизводства поспособствовало принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1964 году, который включал раздел 2. Производство по делам из административно-правовых отношений. На сегодняшний день отмечаются существенные сходства с ныне действующим Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), где мы можем заметить тождественность названий глав, таких как глава 23 ГПК РСФСР и глава 24 КАС РФ.
Реализация конституционных положений началась с принятием Закона Верховного Совета СССР 1987 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». До принятия указанного нормативного акта люди вправе были подать судебную жалобу только в случаях, определенных законом.
С принятием Закона СССР от 02 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», расширились действия государственных органов, где закрепленные в статье 2 «коллективные и единоличные действия» возможно обжаловать.
О новой концепции судебной реформы заговорили, начиная с 90-х годов, её целью стало создание условий защиты прав граждан от посягательств, вне зависимости от того, были бы это государственные органы власти или государство в целом.
Обжалование действий и решений государственных органов нашло своё законодательное закрепление в апреле 1993 года в Законе РФ
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».1
Новым этапом в становлении административного судопроизводства стала Конституция Российской Федерации, принятая народом 12 декабря 1993 года (вступила в силу со дня ее официального опубликования 25 декабря 1993 года). Она предусматривала, что судебная власть совершается посредством конституционного, гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства. Однако до 2015 года независимого административного судопроизводства не существовало.
Вопросы, связанные с рассмотрением административных дел, были урегулированы положениями арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Развитие административного судопроизводства в России отмечалось колоссальной работой российских реформаторов. Так, путём законодательной инициативы в 2000 году предпринимались первые попытки принятия Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». С экономической точки зрения пришли к выводу о необходимости принятия единовременно двух законов - Кодекса административного судопроизводства и об административных судах. Тем не менее, проекты законов приняты не были.
В 2002 году на основании указания председателя Верховного суда РФ с привлечением представителей науки была организована рабочая группа по разработке проекта КАС РФ. После внесенных изменений в 2006 году проект оказался на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, ответственным по разработке стал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. В работе он находился вплоть до 2012 года.
В следствии длительного разрешения вопроса об отсутствии полноценного административного судопроизводства, наличие которого указано в Основном законе, привело к принятию и введению в действие Кодекса административного судопроизводства. Так, на основе инициативы Верховного суда Путин В.В. 27 марта 2013 года внес свой проект в Государственную Думу Российской Федерации, который был принят третьем чтением 20 февраля 2015 года. С принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ даны были ответы на давно поставленные вопросы, но и в тоже время родилось множество дискуссий о целесообразности его внедрения в российское правовое поле.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступивший в силу 15 сентября 2015 года, урегулировал всю процедуру рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых, административных правоотношений. Принятый кодекс включил в себя новые подходы к рассмотрению дел, что привело к отмене Закона Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающий права и свободы граждан и ряда положений гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Вступление в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подытожило многолетние обсуждения, споры и дискуссии противопоставленными научными позициями, тем самым закончился трудный и долгий период создания полноценной системы административного судопроизводства.
Тем самым, Россия вошла в число стран, где благодаря продуктивной работе юристов-практиков, ученых, судей, законодателей был принят единый закон, с помощью которого реализовались конституционно-правовые гарантии человека (гражданина) на эффективную правовую защиту от незаконных действий (бездействий) государственных органов.
Не стоит забывать, что, основываясь на ранее сложившимся опыте Россия имеет богатый потенциал в функционировании административного судопроизводства, ошибки прошлого дают заметный толчок в развитии современного законодательства.
В отличии от других стран, с принятием данного процессуального кодекса не последовало создание административных судов. Рассмотрение дел, урегулированные нормами КАС, осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судами.
С развитием общества и функционирования государства вырастает необходимость в реформировании судебной власти. Рост количества заявлений по делам, вытекающий из публичный правоотношений, рассмотренных дел судами по данной категории, привел к поправкам в некоторые положения Кодекса.
В 2016 году вводится упрощенная форма судебного производства-судебный приказ, который повлек за собой ряд изменений в федеральные законы, а именно: от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судах в Российской Федерации» и от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Внесенные изменения летом 2017 года в Кодекс административного судопроизводства коснулись статьи 270, где заявление об установлении административного надзора может быть подано по месту фактического пребывания лица, освобожденного из мест лишения свободы, а не только в суд по месту жительства. Таким образом, мы можем проследить принцип доступности правосудия. Кроме того, изменения затронули сроки предъявления исполнительного документа. Внесенные изменения в КАС, вступившие в силу 10 августа 2017 года, расширили категории рассматриваемых дел в порядке административного судопроизводства. Последние на сегодняшний день изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года, вступившие в силу с 01 января 2018 года.
Совершенствование и процветание административного судопроизводства является важной гарантией в разрешении споров между невластными субъектами и публичной властью. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» предусматривает дальнейшее развитие института административного судопроизводства.
Рост административных дел приводит к необходимости создания системы административных судов. В данный период активно обсуждается вопрос создания административных судов как специализированного органа на примере различных государств. В советское время просматривалась тенденция появления административных судов, однако идеи сводились к заимствованию международного опыта, который не приносил требуемых результатов.
На протяжении 2015-2017 годов увеличивается количество дел по жалобам на неправомерные действия органов власти и их должностных лиц. Согласно данным судебной статистики Управления судебного департамента в Республике Крым в 2015 году поступило 39 административных дел, из которых 26 удовлетворено, в 2016 году поступило 3892 административных дел, из которых 1945 удовлетворено.
Основными причинами формирования административных судов можно назвать следующие:
1. Усиление гарантий защиты граждан от незаконных действий власти.
2. Недостаточный авторитет судов общей юрисдикции наравне с другими рассматриваемыми спорами, вытекающими из гражданских и уголовных правоотношений.
3. Увеличение общего количества споров, вытекающих из публично-правовых правоотношений.
4. Отсутствие эффективной процедуры разрешения споров, которая учитывала специфику данных категорий дел.
5. Недостаточное количество профессиональных судей в узкой специфичной направленности административного судопроизводства.
Наличие административного судопроизводства органично обуславливает и создание государственного механизма для рассмотрения и разрешения споров между органами публичной власти и гражданами.
На наш взгляд, построение новой судебной системы административного судопроизводства необходимо осуществить постепенно в виде эксперимента в нескольких регионах страны.