Бизнес по-французски. Или как генерал кур передушил.
Прошло 50 лет после смерти Шарля Де Голля. Но во Франции, по-прежнему, между его сторонниками и противниками, идет спор о том: чего больше, вреда или пользы принесло стране правление этого незаурядного политика. Возглавив официальное движение сопротивления после оккупации нацистами, Де Голль до начала 1946 года был фактическим правителем. Будучи участником еще Первой мировой и являясь поклонником авторитарного правления, боевой генерал и бизнесу предпочитал диктовать условия. В период между двумя мировыми конфликтами за Францией закрепился статус крупного производителя оружия и военной техники, а также гражданских автомобилей высокого уровня с отличным послужным списком. Относительно первого было все предельно ясно. Восточноевропейский регион был потерян, его контролировал СССР, Греции и Италии не до того, там велась борьба за ликвидацию монархий. Испанский и португальский диктаторы все еще не получили гарантий от победителей о своем будущем. Австрия и Финляндия объявили о нейтралитете. Поэтому была сделана ставка на возрождение и расширение автопроизводства. Вот только предприниматели в этой отрасли не желали, чтобы, столь ненадежный партнер, как государство, вклинивалось в соратники. В соседней, разрушенной Германии, локомотивами стали химическая промышленность и тяжелая металлургия, а сопротивления не было, ибо прежние гиганты расщеплялись, а их владельцы находились, или в тюрьме, либо под следствием.
Итак, борьба, с заведомым успехом одной из сторон, началась. Так как, Пежо и Ситроен уже не имели единоличного владельца, то их объединили в одну компанию с внешним управлением. Она должна была стать первой ласточкой, куда по идее, должны были вливаться на ассоциативных началах другие. Первым "препятствием" стал Луи Рено. Пионер автомобилестроения, несмотря на возраст, не терпел ультиматумов. Против него выдвинули обвинение в коллаборационизме, поместив в фильтрационный лагерь, где через несколько месяцев старик "благополучно" скончался. В 1947 году умер еще один легендарный деятель - Этторе Бугатти. После многочисленных тяжб, в 1954 производство в Мюлузе полностью было остановлено. Судьба остальных была предрешена: банки с заведомым постоянством отказывали им в кредитах и иной финансовой помощи. Компании Деляж, Делайе, Хочкисс, Сальмсон, Панар, Тальбо, Лафли, Шоссон и другие, после возобновления работы бирж и выпуска акций, для привлечения инвестиций, были через подставные фирмы быстро обанкрочены, а их названия исчезли из обихода, оставив в памяти очевидцев восторг. Все сделано, как бы, правильно, процесс законен. Эти "мероприятия" прошли с 1957 по 1969 годы, к этому времени продавив идею об изменении конституции, появилась Пятая республика, а Шарль Де Голль был безальтернативным лидером нации. Бравый генерал любил выражение, которое потом, в 90-х, в разных вариациях лепетал Егор Гайдар, что рынок сам разберется, кому жить, а кто должен умереть. Птичек, несущих золотые яйца, передавили. А что Франция получила взамен. Изделия фирмы Рено, с эстетической формой не дружат. За послевоенный период, лишь два экземпляра привлекли внимание: кабриолет Флорида в 60-х и универсал Лагуна в начале двухтысячных, что явно мало для марки, что еще в 30-х, получала призы зрительских симпатий на престижных салонах в Женеве и Франкфурте. Скорее всего, руководители взяли за главный, принцип Форда, что внешние достоинства - фикция, дешевизна обслуживания и надежность двигателя, важнее. Пежо разрешили экспериментировать, случались симпатичные экземпляры, визуально неплохи и концепт-кары. А вот Ситроен, часто фиерит. Красивы многие модели, даже в последние годы, когда утилитаризм вышел на первый план, вот только прежнего величия не вернуть. Оно теперь в музеях и частных коллекциях.