Почему опасно использовать банкоматы/платежные терминалы с бесконтактными модулями?

Сейчас повсеместно большинство банков внедряют так называемые бесконтактные модули в свои банкоматы/платежные терминалы (когда клиенту не нужно вставлять личную банковскую карту в устройство, а достаточно лишь приложить карту к специальному модулю – считывателю, «коробочке черного цвета»). Преимущества здесь очевидны: для клиента – это простота обслуживания, а для банка – это сокращение времени занятости банкомата/терминала одним клиентом и ускорение оформления его операций.
Однако многие не задумываются о тех рисках, которые грозят клиенту при использовании такого удобного способа осуществления платежей и иных операций. Суть в следующем: в случае использования банкомата без модуля без контакта, или же если клиент совершает операции стандартным порядком (вставляя карту в банкомат и набирая пин-код) – особых проблем нет, после совершения необходимых операций сессия банкомата штатно завершается при выдаче карты наружу.
Однако в случае с бесконтактным модулем – все не так просто и возникают следующие риски для клиента.
Риски для клиента
1. Можно попасть своей картой на чужую незавершенную сессию и подарить денежку предыдущему клиенту банкомата, который по невнимательности ушел от него, не завершив свою операцию (либо мошенника, который сделал это сознательно). Вот живой пример – отзыв одного из клиентов банка на одном из банковских форумов:
«Подошел к банкомату, вставил карту как обычно и набрал пин-код. Сразу после этого на экране высветилось: «900 рублей зачислены на счет абонента телефона Билайн». Обратился с жалобой в банк, который в возврате денег мне отказал. Ответ банка был следующим: «Деньги зачислены на вашу карту по вашему индивидуальному решению. Просьба внимательно относиться к надписям на банкомате, так как там был текст: «Чтобы завершить платеж,, вставьте карту».
К сожалению, отказ банка в возврате в данной ситуации является обоснованным и с правовой точки зрения – бесперспективным в оспаривании.
Возникновение такой ситуации возможно, если банкомат оборудован бесконтактным модулем считывания карт (ридером). Мошенники инициируют банкоматную сессию бесконтактной картой, выбирают пункт меню "Оплата/перевод", ждут, когда на экране заиграет заставка, и быстро отходят от банкомата. Следующий клиент подходит к банкомату, вставляет/прикладывает карту – и в этот момент завершается операция оплаты/перевода предыдущего, и деньги уходят – к мошеннику.
Ключевой причиной таких случаев является недоработка настроек банкомата, который не завершает сессию предыдущего клиента в течение сравнительно долгого времени. Второй причиной является торопливость следующего клиента, спешащего воспользоваться освободившимся устройством самообслуживания.
2. Можно не завершить свою сессию операции по причине забывчивости / невнимательности и дать возможность следующему клиенту банкомата (а также – мошеннику) успеть до истечения таймаута вашей сессии попользоваться вашими деньгами в своих целях.
Опять-таки с правовой точки зрения претензии клиента в данной ситуации банком будут обоснованно отклонены.
Для снижения риска неправомерного использования ваших денежных средств посредством банкоматов с бесконтактными модулями можно сделать следующие основные рекомендации:
1) НЕ СПЕШИТЬ К БАНКОМАТУ ПОСЛЕ УХОДА ОТ НЕГО ПРЕДЫДУЩЕГО КЛИЕНТА! Не нужно этого делать, даже если у банкоматов скопилась целая очередь желающих им воспользоваться. Подойдите к банкомату, но не торопитесь вставлять карту в приемное устройство. Обязательно нужно посмотреть на экран, чтобы убедиться в завершении сессии предыдущего клиента. Если же сессия клиента перед вами была не завершена – нужно просто завершить ее, нажав кнопку «Выход/Завершить сессию».
2) ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВЕРШАТЬ СВОЮ СЕССИЮ В БАНКОМАТЕ! Не нужно торопиться уходить от устройства самообслуживания, не убедившись в том, что вы закончили все операции корректно и забрали карту. Также помните, что вам нельзя надеяться на честность следующего клиента банкомата: если вы предоставили возможность ему воспользоваться своими денежными средствами, то впоследствии вините только себя.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за конкретные и чёткие советы!
Отличная тема публикации
,благодарю Вас Екатерина Владимировна
В принципе дистанционные технологии могут быть опасны, мошенники каждый день что-то новое придумывают.
Да. Это важно - завершить сессию.
Спасибо, буду знать).