И вновь о чувствах.
Здравствуйте, коллеги!
Чувства верующих являлись тем феноменом, неосторожное обращение с которым чуть ли не всегда влекло за собой социальные взрывы.
Думаю всем известен, получивший широкую огласку, случай с видеоблогером Русланом Соколовским, который 11 августа 2016 года выложил на своём канале на YouTube видео, на котором он ловит покемонов в храме.
Со вступлением в силу Федерального закона № 136-ФЗ возникло множество вопросов касательно содержания данной статьи. Постараюсь перечислить основные из них.
Эти вопросы возникают буквально уже с первых строчек данной нормы. В ч.1 ст.148 указано «Публичные действия», что законодатель подразумевает под «публичными действиями»? Сколько лиц должно наблюдать совершаемые дей-ствия, чтобы деяние было признано совершенным публично? Два? Более? Два и более? И должны ли быть наблюдатели "верующими"? Или только часть из них? Если наблюдают «верующие», то, сколько должно быть и их.
В уголовном праве публичность является обязательным признаком во многих составах преступления (250.2, 280 и пр.) Верховный суд в связи с этим разъяснил, что под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме обращения. Можно резюмировать, что публичность имеет в виду совершение действий в месте, где их восприятие может стать доступным для неопределенного круга лиц, в числе которых обязательно должны быть «верующие».
Но возникает другой резонный вопрос.
А если же субъект может ограничить и контролировать круг лиц, которые будут видеть, слышать, контактировать каким-то образом информацией, которая мо-жет оскорбить чувства верующих. То будет ли являться такая информация публичной? Ведь умысла оскорбить кого-то, у автора нет. Субъект должен умышленно совершать действия публично и намеренно желать быть услышанным «верующими». Вопрос на засыпку.
Возникают и другие вопросы, такие как:
- «какое религиозное учение можно иметь в виду?
- что вообще есть религия и вероисповедание?
- И имеются ли ввиду только мировые религии, масштабные? (то есть христианство, ислам, буддизм и все разветвления данных религий).
- Или это именно те религии, которые "составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России" ?
Другая неясность возникает с понятием «верующие», кого под ними необходимо понимать?
Не ввёл ли законодатель новый субъект права? Федеральный закон «о свободе совести и о религиозных объединениях», который является основным регулятором отношений в аспекте религии, гласит о недопустимости намеренного оскорбления чувств граждан по причине их отношения к религии. Можно прийти к логическому умозаключению, что надо бы ввести запрет на оскорбление чувств «неверующих в связи с их непринятием религии и чувств агностиков в аспекте их убежденности, что познать наличие бога невозможно. Этим самым я перехожу к важнейшей части моего доклада, посвященной дис-криминации в уголовном праве.
Вышеизложенное обуславливает необходимость введения нормы, которая защищала бы чувства атеистов и агностиков. По смыслу статьи 148 УК РФ и целого Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» правовой охране подле-жит лишь некоторая группа людей, именуемых «верующими». Примечательно, что в этом законе слово «верующие» не употреблено ни разу. Как определить верующих? Словарь Ожегова определяет их как людей признающих существование бога. Существует ли мерило веры человека? Человек может говорить, что верит в бога, а в действительности выясняется, что он сатанист.
Резюмировать конкретные выводы оставлю вам!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: