Когда "бытие треснуло": Мераб Мамардашвили
«ТРЕЩИНА В БЫТИИ»
(Мераб Мамардашвили о греческой философии)
Понаблюдайте: жена вернулась домой и на вопрос мужа, где была, отвечает: у любовника. Муж, конечно, не верит, а она действительно была у любовника.
Что здесь? Самый лучший вид лжи – правда, но сказанная в ситуации, когда ВОСПРИНЯТЬ ЕЕ НЕВОЗМОЖНО: психология не велит.
Почему правде не верят? Так устроена наша психология. Правда высказана, а психология шепчет нам в уши, что правда невозможна в такой ситуации.
Отсюда и непознаваемость мира: если есть психология, то мир непознаваем. Была у любовника – «вещь в себе», но «явление» - это психология, которая заставляет мужа не видеть правду, то есть вещь в себе.
Психология, как правило, является причиной так называемой «трещины в бытии». Один друг произносит слово, а второй друг воспринимает его психологически: наделяет это слово своим содержанием. И обижается. Обида – дочь психологии. В результате дружба рухнула, несмотря на ее «ценности» в прошлом. Дружба погребена под психологией, под психологическим восприятием второго друга. Как пишет философ, «трещину в бытие вносит нечто, имеющее свою логику (психологическую), такую, которая целиком определяется разрешающими возможностями нашего восприятия». Другими словами, настоящее бытие – правда – это жена солгала. Но возникает «второе бытие»: муж не верит правде. Вот вам и трещина в бытии, то есть в жизни мужа. Как и в жизни второго друга, - у него тоже трещина в бытии: так ему приказало его восприятие слов друга.
И муж, и друг обречены на одиночество. Почему? А потому что у них будет «повторяющееся бытие» - психология не позволит изменить структуру сознания.
И самое главное: по мнению Мераба Мамардашвили, греческая философия и потому гениальна, что она не переплетала бытие с психологией.
