Еще одна «серая» схема в сфере обращения ТКО

В прошлых наших с вами, дорогие читатели, исследованиях мы рассмотрели довольно большой объем информации, касающейся деятельности регионального оператора.
В данном материале я хочу вернуться к статье «В сердце зла (откуда такая сила у региональных операторов по обработке ТКО)», которая незаслуженно осталась без внимания читателей. Хотя именно в ней я рассмотрел порядок заключения прямого договора с потребителем о вывозе ТКО.
В прошлой серии
Вкратце опишу основной посыл статьи.
1) Потребитель по постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (изменения и дополнения 15.09 и 15.12 2018 г.) (далее – Постановление Правительства РФ об обращении с ТКО) и по закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ о ЗПП) – это два абсолютно разных понятия.
2) В Постановлении Правительства РФ об обращении с ТКО предусмотрено, что помимо прямого договора с потребителем от его имени договор с региональным оператором может быть заключен представляющим его интересы юридическим лицом (УК, СНТ и проч.).
3) Договор регионального оператора по обращению с ТКО и потребителя является публичным и заключается автоматически.
Два документа
В данной статье мы продолжим изучение Постановления Правительства РФ об обращении с ТКО, но теперь сделаем это на основе сравнения указанного постановления с другим постановлением Правительства РФ об обращении с отходами – Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов» (далее – Постановление Правительства РФ о ЖБО).
По названию второго постановления Правительства о ЖБО сразу ясно, что оно очень близко по своему предмету к Постановлению Правительства РФ об обращении с ТКО. Но давайте разбираться.
Итак, начнем с самых основ, т.е. с общих положений, а именно предмета регулирования.
В п. 1 Постановления Правительства РФ об обращении с ТКО установлено, что предметом регулирования являются «порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор)».
Что мы видим в п. 1 Постановления Правительства РФ о ЖБО? «Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140) и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
Сразу, я думаю, можно понять одну очень интересную черту, которая имеется в Постановлении Правительства РФ о ЖБО и совершенно отсутствует в Постановлении Правительства РФ об обращении с ТКО, а именно первое постановление (о ЖБО) основано полностью на Законе РФ о ЗПП. Постановление Правительства о ЖБО берет свои начала из Закона РФ о ЗПП не только в Общих положениях, но и что самое важное – во всех дальнейших пунктах. В свою очередь Постановление Правительства РФ об обращении с ТКО абсолютно игнорирует законодательство РФ о защите прав потребителей.
Но пока оставим вышеуказанное несоответствие без комментариев и поищем другие противоречия двух постановлений РФ. А далеко уходить и не надо. Уже в п. 2 Постановления Правительства РФ об обращении с ТКО указано, что «потребитель» – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Теперь обращаемся к Постановлению Правительства РФ о ЖБО, п. 2 которого предусматривает, что «потребитель» – гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу жидких бытовых отходов.
И вновь в Постановлении о ЖБО дано четкое определение потребителя, основанное на Законе РФ о защите прав потребителей, в Постановлении Правительства РФ об обращении с ТКО опять, даже в первой части определения нет никакого даже мимолетного упоминания Закона РФ о ЗПП. Более того, нет даже самой слабой связи с законодательством о защите прав потребителей.
И теперь остановимся и подумаем, кому лучше думается с сигаретой, могут закурить. Почему Постановление Правительства РФ об обращении с ТКО настолько очевидно игнорирует Закон РФ о защите прав потребителей? Ведь предметом данного постановления являются в первую очередь именно прямые отношения "потребитель – региональный оператор", а не опосредованные через заключение договора от имени потребителя иными юридическими лицами?
И тут есть несколько аспектов этого вопроса. Остановимся мы на самом очевидном и самом главном – тарифы. Да, опять деньги. Как и всегда, они основа любой «схемы».
Итак, схема очень проста и в то же время умна. Основа этой системы – приоритет заключения договоров с юрлицами, действующими от имени потребителя, и по возможности полное игнорирование потребителей. Но скажете вы: «Какая разница, с кем заключен договор: напрямую с потребителем или с его управляющей компанией в его (потребителя) интересах?» А вот в чем дело. Тариф действительно один, например, в МО он составляет 739 руб. с куб. м. Но тут уже появляется вечное «не вопрос как голосуют, вопрос как считают». Именно расчет нас и подводит к ответу.
Региональный оператор считает сумму оплаты расходов на вывоз ТКО для юридических лиц с объема, т.е. применяет буквально тариф в 739 руб. с куб. м.
А вот с потребителя расчет-то происходит по формуле, предусмотренной в Приложении 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг). Вот сама формула: 9 (2): размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Вот и ответ на наш вопрос: в нарушение законодательства РФ о ТКО региональные операторы, заключая договоры с юридическим лицами, не делают законный расчет. Законным расчет был бы, если бы региональный оператор его производил исходя из общей площади жилого помещения каждого отдельного жителя, как в приведённой выше формуле (739,67 руб./куб. м (ед. тариф) * 0,087 куб. м/год (норма образов без КГМ) : 12 месяцев = 5,36 рубля в месяц на 1 кв. м), что было бы законно.
Считает же региональный оператор, игнорируя законную формулу, по факту вывезенного ТКО, т.е. напрямую применяя тариф в размере 739 руб. с 1 куб. м. Сколько кубометров вывез, за столько заплатить должна управляющая компания, т.е. потребитель. И этот незаконный расчет увеличивает прибыль регионального оператора примерно в 10–12 раз. Так как чем больше вывозишь ТКО, тем больше денег (считаешь-то с объема), а по закону, считая с площади жилого помещения увеличить прибыль невозможно, сколько не вывози (площадь-то не растет, норматив накопления ТКО в год с жилого помещения тоже один (ИЖС – 0,087 куб. метра)).
Вот мы и пришли к тому, что Закон РФ о ЗПП не упоминается в Постановлении Правительства РФ об обращении с ТКО не по упущению, нет. Все рассчитано на то, что прямых договоров с потребителем будет как можно меньше. А будут только договоры с представляющими интересы потребителя организациями, чтобы можно было в обход законодательства РФ рассчитывать стоимость с объема.
Придумали эту систему умные люди, но вот не очень умные ее обязательно погубят. Ведь если мы разобрались, то те, кто нужно, знают об этом очень давно.
Немезида отложила свой меч и не карает тех, кто виновен. Но ее меч не исчез, его просто отложили – вот это многие из этих «умных комбинаторов» забывают.
А вы знали об этой схеме?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Мусор вообще золотое дно в "умелых" руках...
Спасибо за статью! Знать бы ещё, как с эти бороться...
Я знаю как бороться, идти в суд. Положительная практика есть. Но вот проблема, что идти в суд ради пересчёта 5 000 руб. или 7 000 руб. многие закономерно не хотят. И поэтому региональные операторы ничего не бояться. Сейчас хочу не только заставить ООО "Хартия" сделать перерасчёт, но и взыскать неустойку в размере 3%, а также штраф по зпп, давно пора им показать, что "заставлять тигра скалить зубы" плохая идея.
Благодарю, интересно
Спасибо за статью, Дмитрий Анатольевич! Боритесь!
Борюсь. Спасибо за ваше время.
Благодарю за информирование.
Спасибо за полезную информацию.