На критику отреагировали. Отнять у детей, чтобы построить дороги и порты.
Разделяй и управляй. Кто стоит за нацпроектами?
В конце февраля вице-премьерам из нового кабинета министров поручили курировать нацпроекты. Некоторые проекты в итоге поменяли куратора, но где-то контроль остался в привычных руках.
Кто есть кто в нацпроектах
Татьяна Голикова. Была заместителем председателя правительства с 2018 года, занималась вопросами социальной политики. Ранее курировала нацпроекты по науке, образованию и здравоохранению, а также демографии. Оставила все четыре за собой. В прошлом году Голикова осталась не слишком довольна качеством реформы здравоохранения.
Андрей Белоусов. Был помощником Президента по экономическим вопросам с 2013 года. В 2020 году стал первым заместителем председателя правительства. Контролирует нацпроекты по малому и среднему предпринимательству, производительности труда, международной кооперации и экспорту.
Дмитрий Чернышенко. Был президентом Оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Позже возглавил правление «Газпром-медиа Холдинг». В 2020 году стал заместителем председателя правительства во вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, культуры и туризма, спорта. Получил кураторство над нацпроектами «Культура», «Цифровая экономика», федеральным проектом «Спорт — норма жизни», который реализуется в рамках нацпроекта по демографии.
Виктория Абрамченко. Ранее была заместителем министра экономического развития, руководила Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Контролирует нацпроект по экологии.
Марат Хуснуллин. Десять лет, с 2010 до 2020 годов, был заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Ранее был министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства в Татарстане. Будет курировать нацпроекты «Жильё и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология». Последний — в рамках федеральных программ «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волги».
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры возьмут на себя Юрий Борисов и Марат Хуснуллин (реализация транспортной части).
Дорогая моя демография, бедная моя экология
Больше всего финансирования получит «Демография»: на это надо будет выделить почти 280 миллиардов. Подорожание связано с выплатами на детей до 3 лет, а также на расширение круга получателей пособия на первого и второго ребёнка. «Здравоохранение» и «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры» получат на 39 и 38 миллиардов рублей больше соответственно. На прочие нацпроекты выделят 12 миллиардов. Ранее сообщалось, что самым затратным стал проект по модернизации магистральной инфраструктуры — 6,3 триллиона рублей (если не учитывать энергетическую часть плана).
А вот «Экологии», по данным СМИ, финансирование уменьшат на 7 миллиардов. При этом эксперты ещё в 2019 говорили, что со временем цены на нацпроекты будут только расти. Правда, во многом лишь на бумаге, поскольку реального освоения в 2019 году окажется немного. С этим согласились и в Счётной палате: исполнение бюджетных расходов оказалось самым низким за 10 лет. На нацпроекты освоили только 91% средств, а остаток перешёл на 2020 год. В январском Послании президент вновь напомнил об особой важности ряда нацпроектов.
В феврале же выяснилось, что по поводу финансирования думает премьер-министр. Михаил Мишустин раскритиковал то, как реализуются проекты, сообщив, что из выделенных в 2020 году средств за первые два месяца потрачено чуть больше 12 процентов. По словам премьера, задача правительства — своевременно выполнить указания президента, но с такой тенденцией это будет непросто
На критику отреагировали. Отнять у детей, чтобы построить дороги и порты.
Из материалов Минфина следует, что в следующие 2 года на нацпроекты будет потрачено меньше средств, чем предполагалось раньше: что-то перераспределят, что-то урежут.
Больше всего страдает проект «Демография», у которого «отнимут» 150 млрд рублей. Вся сумма относится к сокращению поддержки семей с детьми.
Как собщают «Известия», ссылаясь на пресс-службу Минфина, «определяющим фактором снижения финансирования стал прогноз по обращениям за материнским капиталом». То есть в министерстве посчитали, что меньше семей воспользуются этими средствами.
На первый взгляд, это противоречит логике — поддержку расширили на семьи с одним ребёнком, сам маткапитал вырос, а прогноз по обращениям снизился.