Когда дети учат "обнуленных" взрослых: Оскар Бренифье о Законе, Праве и Государстве.
Краткое содержание :
Как педагог, сталкивалась с разными системами воспитания детей.
Одно время увлекалась развитием ребенка в Монтессори - среде.
1. "Я делаю так, потому что так принято! - А кем это принято?"
Недавно узнала о мастере неудобных вопросов Оскаре Бренифье.
На его семинарах скучно не бывает, скорее, неудобно, ведь Маэстро выдергиывает нас из привычной комфортной зоны.
Опыт Оскара Бренифье важен в это время, когда мы "обнулились": в связи с пандемией границы нашего привычного не мира даже, а мирка рухнули и мы чувствуем себя детьми во Вселенной с непривычными законами.
Твоя семья недоедает, можно ли украсть?
Если украсть, у кого можно, а у кого - нет?
У спящего на остановке подвыпившего мачо? Его бумажник так заманчиво торчит из кармана, а протрезвеет, мать родную не вспомнит, не то что Вас!
Или пластиковую карточку, вот она лежит на асфальте... я не украл, я только нашел, ведь растяпа - курильщик положил ее в задний карман вместе с пачкой сигарет и - бум-с!
И мой воображаемый диалог с Оскаром Бренифье:
-Брать чужое - это нехорошо.
-Почему?
-Это... аморально!
-Аморально - от слова "мораль". Его придумали люди. Почему брать чужое нехорошо?
Я ответила, потому что это запрещают Закон, Право и Государство.
Тогда Оскар Бренифье спросил меня:
-Как Вы представляете себе Закон?
Я ответила, как полицейского с дубинкой, вроде тех ажанов, которые упаковывают демонстрантов в Париже.
Оскар опять спросил:
-Значит, Вы не берете чужое, потому что Вы боитесь дубинки?
Я выдвигала новые доводы, а профессор Оскар их последовательно разбивал.
Когда я выдвинула тезис, что Государство и Право есть результат общественного договора, профессор спросил, знаю ли я, кто, с кем, когда и как договаривался.
Я ответила, да, кое-кто с кое-кем еще на заре времен, когда одно кочевое племя вторглось на земли другого племени и встретило жесткий отпор. Вот тогда обе стороны прикатили бо-о-о-льшие валуны и появилась первая граница...
Которая, впрочем, неоднократно нарушалась, потому что первое правило, которое усваивали люди, было:
"Прав тот, у которого больше прав".
И люди привыкли, что разговор всегда ведется с позиции силы: между государствами ли, либо это интеракция - Родитель-Ребенок.
Но лично для меня последние события показали, что прежние стереотипы рухнули: теперь наш прежний опыт... "обнулился"!
Зачастую дети инстинктивно находят верное решение именно из-за отсутствия предвзятости и шаблонов.
Не учить детей, а сотрудничать с ними, не давить "сверху", а разговаривать и еще учиться у них нам, "обнуленным"...
Информация к размышлению была для Вас полезна?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты