Претензия... Претензия? Претензия!!! А всегда ли нужна претензия и как ее составить?

Часто, обращаясь за консультацией к юристу, граждане слышат вопрос: «Вы претензию направили?» И заполошно начинают искать, кто же им таковую составит.
Для чего вообще нужна претензия? Что необходимо указать в тексте претензии?
Всегда ли надо направлять претензию по гражданским спорам (не арбитражным, то есть не по спорам между юридическими лицами, не по спорам, вытекающим из предпринимательских отношений)?
Приведу пример. К адвокату Вечерскому К.С. обратилась жительница одного из многоквартирных домов **** района в Санкт-Петербурге.
Борьба жильцов дома с управляющей компанией за приведение системы канализации в нормальное состояние не давала результата.
Наиболее активный собственник жилого помещения постоянно писал жалобы, уделяя большее место в жалобах ссылкам на законодательные нормы Жилищного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ, нарушенные УК.
А вот что написал в жалобе в районную администрацию адвокат (жалоба была подана от имени одного из собственников помещений в МКД):
«Подвал дома залит фекалиями.
Обслуживающая дом организация – ООО «***» провела частичную замену фановых труб в подвале, ремонт проведен безобразно, отсутствует сочленение труб замененного канализационного лежака, все сточные и фекальные воды текут непосредственно в подвал и впитываются в почву под домом.
Таким образом:
- сточные воды в систему ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не поступают, впитываются в почву под домом;
- почва под домом на глубину 20 см превратилась в зловонную жижу;
- сточные воды подмывают фундамент дома, что угрожает безопасности жильцов;
- утилизация сточных вод в почву под домом нарушает санитарные нормы и право жильцов на благоприятную среду обитания;
- часть помещений в доме входят в состав казны Санкт-Петербурга и предоставлены гражданам в социальный найм».
И – все! Никаких ссылок на нормы права.
И зачем?
Организации, в которую гражданин направляет претензию или жалобу, необходимо всего лишь (!) четко и доходчиво, простым нормальным языком изложить суть претензии или жалобы.
Через два дня система водоотведения МКД была срочно приведена в надлежащее состояние.
Руководитель, должностное лицо, прокурор, судья из вашего письма должны уяснить спорное правоотношение, даже если вы сами не совсем четко понимаете, какое же ваше право нарушено.
Определить спорное правоотношение, найти решение проблемы, самостоятельно установить, какие нормы права нарушены – в этом и заключается работа должностного лица, прокурора, а зачастую и судьи.
Именно для этого и необходимо изложить проблему кратко, четко, доходчиво.
А нормы права можно будет цитировать потом – в исковом заявлении.
Более того, обильное цитирование норм права мешает восприятию изложенных в жалобе/заявлении фактов, а уж если заявление переполнено абзацами, выделенными курсивом, жирным шрифтом или заглавными буквами, – совсем беда.
А можно ли обойтись вообще без направления претензии?
В принципе – можно.
Обязательный досудебный порядок урегулирования путем направления претензии предусмотрен только по ограниченному перечню правоотношений (ГПК РФ, КАС РФ): налоговые споры и споры об уплате обязательных платежей и взносов, споры об изменении условий или расторжении договора (в том числе аренды и найма), выселении, расторжении соглашения об уплате алиментов, расторжении договора банковского счета, о защите прав потребителей финансовых услуг, о назначении выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, из перевозок пассажиров и груза воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным транспортом, перевозки почты, претензии туроператору, в области физической культуры и спорта, из договора оказания услуг связи и др.
По остальным спорам можно сразу обращаться в суд и исковым заявлением.
Однако юристы не просто так предлагают сначала направить претензию.
Направлением претензии вы:
- фиксируете дату вашего требования к продавцу/исполнителю/должнику/нарушителю вашего права, что поможет в дальнейшем правильно рассчитать штрафные санкции;
- вы четко формулируете ваше требование: расторгнуть, изменить, выплатить, заменить, устранить недостатки, вернуть уплаченные средства, совершить определенные действия, не чинить препятствия и т.д.;
- вы сразу сообщаете продавцу/исполнителю/должнику реквизиты расчётного счета, на который необходимо перечислить требуемые средства;
- вы показываете суду, что действовали добросовестно и совершили все необходимые действия для разрешения спора без судебного разбирательства;
- проверить достоверность сведений о разговорах, переговорах, устно заявленных претензиях невозможно, и, как правило, судом при вынесении решения такие сведения не учитываются. А претензия приобщается (подшивается) к материалу дела, оценивается судом при вынесении решения по делу.
Итак, в тексте претензии подателю необходимо:
- четко сформулировать и доступно для понимания изложить, какое его право и какими действиями получателя претензии нарушено;
- каким образом податель претензии требует устранить нарушение своего права (обменять товар, устранить недостатки товара или услуги, заменить товар, вернуть уплаченные за товар денежные средства, потребовать уменьшения цены за некачественно оказанную услугу, заявить требование о расторжении договора купли-продажи или оказания услуги, вернуть денежные средства, совершить определенные действия, не чинить препятствия);
- в случае заявления требования о возврате денежных средств или имущества – указать дату и место возврата, при требовании возврата или выплаты денежных средств желательно указать реквизиты расчетного счета, на который необходимо эти средства перечислить;
- указать правильно адрес места своего жительства и номер телефона.
Удачи!
Вы согласны с автором статьи?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
C автором статьи согласна. Считаю что претензия нужна всегда, потому что это попытка урегулировать спор в до судебном порядке, ибо в противном случае сложно будет применить п.6 ст. 13 Закона РФ "о защите прав потребителей" и получить штраф потребителю за отказ в добровольном порядке удовлетворить его требования. Это касается законодательства о защите прав потребителей. В остальных случаях позиция оппонента в ответе на претензию всегда поможет правильно выстроить свою защиту. Это не помешает.
Спасибо!
Спасибо за статью - кратко, чётко, информативно! Беру на вооружение!
И Вам - спасибо!
В правление нашей организации была направлена досудебная претензия от ее членов не с конкретизацией нарушенного нами их права, или выплаты долговых обязательств, а предупреждение о том, что, если администрация снесет их незаконную постройку, они обратятся в суд. Какой-то шантаж и угрозы..
Оригинально.
Всё верно.
Спасибо.
Полезная статья, спасибо!
И Вам - спасибо!
Интересная статья, поучительная))) . Спасибо!
И Вам спасибо!