Анализ понятия "элитарная культура"
Впервые анализ элитарной культуры был представлен в работах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета. В условиях «массового общества» исследователь видит способ сохранения духовных ценностей за счет развития культуры одаренного меньшинства аристократической элиты, противостоящей серой толпе людей заурядных. Х. Ортегу-и-Гассета можно смело считать теоретиком элиты. Он подчеркивает значение творческой элиты – как носителя элитарной культуры, которая составляет меньшую, но лучшую часть общества.
«К отличительным чертам культуры элит относится ее акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьем, образованностью и художественной восприимчивостью. Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно – именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребенка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.
Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты: Новаторство, сложность для восприятия, создание новых, иногда подчеркнуто сложной культурной семантики, требующей развитого культурного кругозора и подготовки, креативность и специализированность. Наличие определенного круга ценностей и понятий, которые признаются истинными и достойными. Концентрирование интеллектуального, духовного и художественного опыта поколений. Использование субъективно-личностной, «отстраняющей» интерпретации привычной действительности, что дает возможность для художественного преобразования реальности». (Источник: Элитарная культура – определение, виды, признаки и особенности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nauka.club/kulturologiya/elitarnaya-kultura.html)
В основе элитарной культуры лежит такое понятие, как элитарность. Под элитарностью можно понимать ориентацию субъекта на реализацию путей для достижения идеалов и ценностей в процессе поиска смысла своего труда и всей жизни. Подлинная элитарность проявляется через служение идеалам добра, справедливости и истины (жизнь творческая, героическая, неординарная). Можно выделить пути реализации стремления к элитарности:
1) совершенствование себя в избранном деле;
2) построение успешной карьеры;
3) организация жизни по собственным правилам;
4) попытки изменить существующий порядок;
5) совместное позитивное переживание радости от полученных достижений и завоеванных достоинств;
6) поиск единомышленников – близких по духу и по общему пониманию смысла жизни;
7) встречи с великим и учителями.
При переходе к обществу, в котором интеллектуальный труд будет занимать центральную позицию в структуре занятости, элитарность как стремление развивающейся личности к достижению определенных идеалов своего развития, может стать интегрирующим системным понятием, образующим особую целостность, ядром которой являются ощущение собственной ценности и чувство собственного достоинства. Элитарность является понятием ценностно-нравственным. Мировоззрение как общая система взглядов на мир формирует ценностные ориентации, которые образуют фундамент поступков человека и способствуют успешной самореализации. Элитарный идеал должен стать личностно значимым, чтобы человек мог эффективно выстраивать стратегии достижения этого идеала. Сам процесс постоянного уточнения путей достижения элитарного идеала, преодоление целого ряда трудностей, как внешнего, так и внутреннего характера закаляет человека-творца, делая его по-настоящему счастливым. Чувство собственной значимости, чувство элитарности, как отмечает А. Адлер, считается важнейшим жизненным и профессиональным смыслом деятельности. В случае подлинной элитарности внешние символы признания человека-творца не так важны, как сам процесс творчества, который, являясь главным смыслом жизни, создает основу собственной значимости, чувства гордости и ощущения избранности. Как подчеркивает А. Адлер, «каждый человек стремится стать значительным», ориентируясь на высшие идеалы творчества, достоинства, добра и красоты. Элитарные группы интеллектуалов не являются организованными, не являются консолидированными, а представляю т собой сообщества отдельных ученых, интеллигентов, профессионалов с высоким уровнем компетентности, которые обеспечивают интеллектуальный потенциал общества. Людям одаренным, интеллектуалам, творцам противостоит человек «массы», обыватель.
Противостоять расширению зоны влияния массовой культуры возможно путем возрождения классической гуманитарной культуры, в основе которой лежат методы познания, использующие логическую дедукцию и приемы формальных рассуждений при движении от одного узла знаний к другому.
Решение такой задачи «под силу» только классу интеллектуалов – интеллектуальной элите, зарождающейся вместе с информационной цивилизацией и обеспечивающей прогресс социального развития. Главным предназначением интеллектуальной элиты является накопление и генерация знаний и интеллекта, а также нравственности и духовности. Представители интеллектуальной элиты, являющиеся носителями элитарной культуры, – это пассионарии, люди, обладающие высоким творческим потенциалом и отличающиеся духовны м аристократизмом. Следует отметить, что с точки зрения исторического аспекта, именно элитарная культура появилась как антитеза массовой, а не наоборот. Элитарную культуру, как культуру интернациональную, часто противопоставляют национальной культуре. Это не совсем правильная точка зрения, поскольку национальная культура несет в себе элементы элитарности, так как именно национальная культура создается не этносом в целом, а лучшими представителями людей творческих профессий. Национальную культуру не следует путать с этнической (народной) культурой, которая проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами, опирается на опыт и мудрость народа. Национальная культура может формироваться изначально как «национальная идея» в головах высокообразованных представителей нации – в этом проявляется ее элитарный характер и превращается в процессе исторического развития в систему духовных ценностей нации, которые реализуются в традициях и закрепляются в языке.
Приоритетное положение знаний при построении информационной цивилизации подчеркивает именно интеллектуальную составляющую элитарной культуры, на которую возлагается миссия сдерживать «натиск» массовой культуры, навязываемой средствами массовых коммуникаций. С точки зрения развития культурного кругозора всесторонне развитой личности, плодотворным является объединение элитарной интеллектуальной культуры и национальной самобытной культуры.
Такое объединение, на наш взгляд, способно создавать сценарии социального движения, мировоззренческие ориентиры и системы ценностей.

