Воздушные поправки: пассажиры отмененных из-за пандемии авиарейсов не смогут взыскать деньги в суде

Не знаю, бывали ли в истории прецеденты, когда в один момент авиакомпаниям приходилось отменять все рейсы.
Ответственность перевозчика за отмену авиарейса
Судя по тому, что на такой случай в российском законодательстве до недавнего времени не было четкого правового регулирования, подобных событий в прошлом не происходило.
Судебная практика более или менее адаптировалась к тому, чтобы разрешать споры граждан с авиакомпаниями при единичных отменах рейсов.
Суды, помимо стоимости самих билетов, присуждают пассажирам неустойку и компенсации. Таким образом, выплата увеличивается в три или даже в четыре раза.
Возникает вопрос, а применимы ли такие правила к ситуации, которая произошла в результате запрета осуществлять полеты, принятого 23 марта 2020 года.
Ответственность перед пассажирами в случае запрета полетов государством
Помимо того, что перевозчики не получили прибыль, им по действующим нормам еще придется возвращать сумму, кратную полученной от пассажиров, причем по всем запланированным перелетам.
В комментариях на сайтах авиакомпаний появились призывы продавать самолеты и вырученные деньги отдавать пострадавшим клиентам.
Хорошо, исполнят компании непреклонную волю народа, продадут свой транспорт, все выплатят и объявят банкротство. Всей гражданской авиации нашей страны настанет конец.
К тому же перевозчики отменяли рейсы не потому, что так захотели, а в силу объективных причин. Сам по себе этот факт уже наводит на мысль о том, что гражданская ответственность в связи с нарушением договорных обязательств, в обычном порядке, к ним не применима.
Тем не менее еще во время действия ограничительных мер стала появляться информация о подготовке коллективных исков против воздушных перевозчиков. Созданы даже сообщества в социальных сетях.
Не знаю, как у них идет процесс, но после некоторых изменений в воздушном законодательстве он пойдет гораздо сложнее.
Порядок возврата денег пассажирам за отмененные в связи с пандемией авиарейсы
В начале лета в Воздушный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым, при возникновении чрезвычайной ситуации или режима «самоизоляции» повышенной готовности, введения ограничительных мер правительство получило возможность освобождать авиакомпании от обязательств, возникших из договора воздушной перевозки, либо изменять его условия.
Что это означает для пассажиров?
Очень простую вещь – в каждой конкретной ситуации правительство будет устанавливать специальный порядок возврата перевозчиками денежных средств за авиабилеты на отмененные рейсы.
Пассажиры не получат своих денег не просто так, а по специальному закону, в соответствии с утвержденными правилами.
Такие правила утверждены и начали действовать с 7 июля (постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991).
Обещанного ждать три года по новому закону
Провозная плата за авиабилет, рейс по которому не состоялся, будет оставаться в распоряжении перевозчика в течение трех лет.
Деньги могут быть использованы пассажиром для оплаты другого перелета, осуществляемого данной авиакомпанией и дополнительных расходов.
Если клиент не захочет воспользоваться услугами авиакомпании, то по истечении 3 лет (на инвалидов, многодетные семьи и ветеранов ВОВ правила не распространяются) денежные средства будут ему возвращены с процентами, размер которых определяется ключевой ставкой Центробанка.
Перспективы судебных исков после изменения законодательства
Несмотря на то что постановление действует с июля 2020 года, регулирует оно отношения, которые возникли по договорам воздушной перевозки ранее: с 1 февраля 2020 года для авиарейсов в КНДР, с 18 марта 2020 года по всем остальным.
Иными словами, это закон обратного действия, который задним числом возвращает авиакомпании в рамки правового поля, избавляя от ответственности в связи с неисполнением обязательств из договоров воздушной перевозки.
Это означает отказ в удовлетворении уже поданных или планируемых исков к перевозчикам о взыскании денежных средств.
Конституционность законов обратного действия
Конституционный суд РФ когда-то писал о том, что законы обратного действия можно принимать только в особых случаях.
По всей видимости, в скором времени можно ждать рассмотрения на предмет соответствия новых воздушных поправок Конституции РФ. Является ли регулируемая ими ситуация исключительной для возможности придания обратного действия подзаконному акту.
Если авиакомпания – банкрот
Во всей этой истории я не увидел самого главного: каким образом будут выплачиваться компенсации пассажирам, если авиакомпания обанкротится? Не случится ли так, что через три года перевозчикам будет проще признать свою несостоятельность, избавившись заблаговременно от активов, чем возвращать деньги?
В рамках процедур банкротства миноритарные кредиторы, прямо скажем, защищены плохо и достойных компенсаций не получают.
Соответственно, если государство планирует защищать интересы пострадавших граждан, необходим специальный механизм компенсации на случай несостоятельности авиакомпаний.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Грабеж государством своих граждан. Мне отказались вернуть 20 тыс. руб за отмененные рейсы Аэрофлот и Северный ветер. Очень обидно. Больше я никогда летать этими авиакомпаниями не буду. Бойкот им. Или поезд или иностранные авиакомпании. ИМХО.
От тюрьмы, сумы и аэрофлота - не зарекайтесь!
Почему же государство защищает авиакомпании, но не защищает людей? То есть таким образом вместо того, чтобы выделять нормальные субсидии из бюджета, родное государство решило оказать поддержку авиакомпаниям за наш счет! Это же просто здорово - и поддержку оказали, и не потратились!
Грабёж народа среди дня со стороны государства!
Никому нельзя верить! Смотрите что происходит - продают билеты на несуществующие рейсы. Люди покупают. Рейсы отменяют. Потом затяжная процедура возврата. Мне, например, с марта не могут вернуть деньги, а уже август на пороге!
Теперь только через три года...
Про них так можно и забыть))