О порядке общения ребенка с родителем
Одна из крупных категорий споров - споры о порядке общения ребенка с родителем. И на эту тему хочу сегодня с вами поговорить. Да, это сложное направление, прежде всего психоэмоциональное. И в этом направлении я работаю много лет, как на местном уровне, так и международном. Знаю, что в моих группах есть клиенты, которым я помогла успешно разрешить спор. Можете оставить отзыв на любом языке.
На мой взгляд, общение не должно быть формальным и эпизодическим. В идеале между родителем, проживающим отдельно, и ребенком необходима постоянная связь - лишь такое общение способствует полноценному воспитанию ребенка. Общение с ребенком - необходимая предпосылка для участия в воспитании. О каком участии может идти речь, если родитель видит ребенка раз в месяц по полчаса? Разумные родители, как правило, согласовывают эти вопросы полюбовно, составляя график общения с ребенком. Впрочем, самая рассудительная мама способна потерять разум, если, например, в нарушение всех графиков и без согласования папа увозит ребенка к бабушке, потому что та соскучилась. Или вывозит без согласования в другое государство. Тогда опять-таки выход один - идти в суд. Доказываются два факта:
1) возможно ли общение ребенка с родителем, проживающим от него отдельно, без ущерба для здоровья ребенка и его психического, физического и нравственного развития;
2) действительно ли ответчик препятствует общению истца с ребенком, не имея на это законных оснований.
В этих спорах обязательно участвуют органы опеки и попечительства.
Суд поможет оформить ответы на следующие вопросы.
Вопрос первый: будет ли присутствовать при свидании с ребенком другой родитель?
Варианты ответов очевидны: да или нет.
Вопрос второй: где именно будет проходить общение с ребенком?
Варианты:
-по адресу, где ребенок фактически проживает с одним родителем;
-в жилом помещении, где проживает другой родитель;
-в местах культурно-массового досуга населения - в присутствии другого родителя или без оного.
Место встреч всегда определяется конкретно и ставится в зависимость от погоды, состояния здоровья ребенка и его желания. Как правило, суды не удовлетворяют требований о том, чтобы общение проходило лишь по одному адресу (месту проживания ребенка). Суд, скорее всего, укажет на то, что место встреч должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Нюансов много.
Например, если ребенок фактически отца не знает (допустим, отец ушел из семьи еще до рождения ребенка или сразу после), вряд ли суд согласится с тем, чтобы общение проходило на территории отца в отсутствие матери. Ведь речь идет о том, что маленький ребенок остается в незнакомом месте, с человеком, которого не знает.
Вопрос третий: в какое время будет проходить общение?
Варианты:
-конкретные дни недели;
-календарные дни месяца, даты;
-время общения приурочено к каникулам ребенка (времени ежегодного отпуска родителя).
Судебное решение об утверждении графика общения будет отменено, если суд четко не указал ни место, ни время, ни продолжительность встреч родителя с ребенком.
Как правило, иски об определении порядка общения родителя с ребенком удовлетворяются. Главное чтобы составлен он был правильно. Лишь в исключительных случаях, когда общение с родителем может нанести вред ребенку, суд отказывает в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка. Но причины должны быть уважительными, как то:
-неправомерное или недостойное поведение родителя в период общения с ребенком;
-появление в нетрезвом состоянии;
-настраивание ребенка против второго родителя;
-склонение ребенка к совершению аморальных поступков;
-допущение насилия;
-злоупотребление родительскими правами и т.п.
Иногда ссылаются на то, что, мол, родитель сам не стремится к общению с ребенком, избегает его и т.д. Эти ссылки могут быть опровергнуты, например, свидетельствами о том, что родитель обращался в органы опеки и попечительства по поводу того, что ему препятствуют общаться с ребенком.
Если есть предположение, что общение с родителем наносит вред нравственному и психическому развитию ребенка, суд вправе по своей инициативе или по инициативе одного из лиц, участвующих в деле, назначить психолого-педагогическую экспертизу. Доказать факт того, что общение с родителем негативно сказывается на ребенке, может помочь заключение психиатра, например, врача кризисного центра. Если в нем будет рекомендовано по возможности избегать травмирующие психику ситуации, суд, скорее всего, согласится с тем, что общение с родителем не пойдет ребенку на пользу.
Если ребенок уже достиг 10 лет, то он, как правило, в состоянии правильно сформулировать и выразить свое мнение. Представляется, что встречи с родителем должны быть поставлены в зависимость от желания ребенка. Суд, однако, должен будет выяснить, точно ли это желание самого ребенка или последствия влияния родителя, проживающего вместе с ним. Факт того, что ребенка настраивают против другого родителя, может быть доказан заключением психолого-педагогической экспертизы. Суд не вправе отклонить ходатайство об этом, если оно мотивировано.
Часто бывает, что иск об определении порядка общения с ребенком подается лишь для того, чтобы насолить другому родителю. Впрочем, не менее часто те, с кем живет ребенок, манипулируют, шантажируют другого родителя. Так или иначе, при определении порядка общения родителя с ребенком суд должен учитывать в первую очередь интересы ребенка, а не родителя, обратившегося с иском.
Например, если ребенок ходит в детский сад, то, скорее всего, при решении вопроса о его встречах с отдельно проживающим родителем суд будет учитывать субботу и воскресенье.
Впрочем, и режим работы родителя должен быть учтен.
Например, если работа родителя связана с командировками, суд может принять решение разделить свободные выходные поровну.
Если родители проживают в разных городах, государствах вопрос о территории встреч стоит очень остро. Скажем, можно ли добиться того, чтобы забирать ребенка из другого города к себе с ночевкой? Полагаю, что, если здоровье ребенка позволяет, имеются положительные характеристики с места работы и жительства, жилищные условия хорошие, тем более если имеется автомобиль и родитель обязуется самостоятельно привезти и отвезти ребенка, нет оснований для отказа в такой просьбе.
При определении порядка общения ребенка и родителя может учитываться не только рабочая загруженность родителя, но и наличие у родителя другой семьи, в которой у него тоже могут быть дети. Вместе с тем также должны учитываться и режим дня ребенка, и его школьные нагрузки.
Например, если в один из дней у ребенка меньше уроков, чем в остальные, было бы логично предложить время общения именно в этот день.
Родитель, который просит определить порядок общения с ребенком, должен доказать следующее:
-он принимает меры по содержанию ребенка, учитывает его интересы;
-другой родитель ограничивает или не допускает общения с ребенком;
-ребенок сам желает общаться и привязан к нему;
-свою способность заниматься воспитанием, хорошие характеристики;
-хорошие отношения с ребенком;
-наличие свободного времени, достаточного для того, чтобы заниматься ребенком;
-наличие возможности создать условия для воспитания и развития ребенка.
Ответчик по этому иску должен быть готов доказать:
-полное взаимопонимание между ним и ребенком, хорошие отношения;
-отсутствие возможности передавать ребенка на продолжительное время (по причине слабости здоровья, например);
-свои высокие личные качества;
-факт того, что общение с отдельно проживающим родителем может отрицательно сказаться на нравственном, духовном и физическом развитии ребенка.
Любите своих детей! Подходите к решению данного вопроса обдуманно.
#воспитаниеребенка #порядокобщениясребенком #судебныйпорядок #семейныеправоотношения #семейныеспоры #юридическаяпомощь #юридическиеуслуги #юридическаяконсультация #юристДжигиль* #ОксанаДжигиль*
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: