Основные ошибки участников конкурентных закупок

В данном материале собраны самые распространённые ошибки участников закупок по 223-ФЗ, которые приводят не только к отклонению заявок, но и к трудностям с исполнением контракта участниками-победителями закупок.
Ошибка первая - пренебрежение изучением закупочной документации.
Закупочная документация определяет условия участия, требования, предъявляемые к участникам, условия выполнения работ, а также и основания отклонения заявки.
Так, на торгах был заключен договор строительного подряда. Обеспечения заявки не требовалось, однако, сроки строительства были указаны максимально сжатыми и были одним из критериев оценки для заключения контракта с участником. Сжатые сроки Заказчика были обусловлены наличием действующего муниципального контракта, с учетом соблюдения сроков по нему. По условиям договора и технического задания, участник закупки должен выполнить работы из собственных материалов в указанный срок и за установленную цену. Участник заявки не внимательно изучил закупочную документацию и рассчитывал, что срок, установленный на весь объем выполнения работ, отводится только на поставку строительных материалов на объект. В итоге участник был привлечен к установленной договором ответственности за нарушение условий договора.
Ещё один договор строительного подряда был заключен с победителем закупки по результатам подведения итогов. По условиям договора работа оплачивалась по факту выполнения с отсрочкой платежа в несколько месяцев. Участник закупки, ошибочно полагал, что может изменить условия оплаты на основания Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. №1352. Однако, на заказчика данное положение не распространяло своё действие. Чтобы не попасть в реестр недобросовестных, участник закупки был вынужден получить кредит для закупки материалов, так как условиями договора авансирование работ не предусматривалось.
Ошибка вторая - Положение об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг распространяет своё действие не на всех заказчиков.
Положение об особенностях участия СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 распространяет на следующих юридических лиц, годовой объем выручки которых по данным годовой бухгалтерской отчетности за предшествующих календарный год составляет (п. 2 Положения):
10 млрд руб для дочерних хозяйственных обществ субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с июля 2015 г.;
2 млрд руб для дочерних хозяйственных обществ субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, кредитных организаций, гос. компаний, созданных на основании ФЗ, акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляющего деятельность в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2016 г, дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, их дочерним и хозяйственным обществам;
500 млн руб дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит субъекту РФ, муниципальному образованию РФ;
500 млн руб для дочерних хозяйственных обществ субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, являющихся кредитными организациями.
Как мы видим, далеко не все заказчики, проводящие конкурентные закупки подчиняются требованиям Положения. Необходимо иметь ввиду, что несмотря на то, что организация - заказчик может быть регулируемой, являться субъектом естественной монополии, но при этом размер выручки за предшествующих календарный год может являться не достаточной для обязательного размера закупки у СМСП. При наличии причин, освобождающих заказчика от действия Положения, заказчик объявляет общий режим торгов, на котором указываются условия закупки, необходимые именно заказчику. Изменение условий закупки по требованию СМСП и приведение закупки в соответствие с требованиями Положения, в том числе и по срокам оплаты товаров, работ, услуг, приведет к необоснованному ограничению конкуренции для других участников закупки, не являющихся объектами СМСП, поэтому внесение таких изменений не допустимо.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: