Южная Корея. Экономика как конструктор
В 1992 году ВВП этой страны в расчёте на одного жителя равнялся такому же показателю в России. Ныне эта страна входит в тройку мировых лидеров автомобилестроения, высоких технологий и по тоннажу своего торгового флота. Её компании производят почти всё: от автомобилей и бытовой техники до поездов и игрушек.
Южная Корея не только не «опоздала на праздник» (успех - праздник, на который опоздать невозможно), но и сама стала менять правила игры в некоторых областях, например, в том же автомобилестроении.
Промышленность
До начала 1960-х гг. Южная Корея была бедной старой, в которой большинство населения было занято в сельском хозяйстве (почти все крупные предприятия были в КНДР). В 1958 году каждый третий взрослый был безработным.
Страна начала свой рывок в будущее почти одновременно с Сингапуром. Бурный экономический рост начался в начале 1960-х гг. и связан с именем президента Пак Чон Хи, который правил страной в 1962-1979 гг. В 1962 году объявлено начало первой пятилетки. Упор был сделан на тяжёлую промышленность. В середине 1970-х гг. промышленный рост достигал 45% в год.
Основными «локомотивами» экономики Южной Кореи стали чеболи – крупные корпорации (холдинги), охватывавшие полный производственный цикл.
С 1962 по 1989 гг. :
- экономический рост составлял в среднем 8% в год.
ВВП в расчёте на одного жителя вырос со 100 $ до 4830$.
- объём торговли товарами народного потребления увеличился более чем в 260 раз.
В 2018 г. МРОТ в Южной Корее составил 6,7 $ в час. Южная Корея стала крупнейшим производителем судов с долей 45%. Однако индустриализация обернулась к начале 1970-х гг. увеличением разрыва между городом и деревней.
Либерализация
Пак Чон Хи также занимался открытием страны и привлечением иностранных инвестиций. Либеральные реформы начались в первой половине 1980-х гг. как следствие экономического кризиса и отрицательного роста экономики.
Другой задачей реформ было сокращение разрыва между промышленными центрами и сельскими районами. Теперь упор был сделан на механизацию сельского труда и развитие инфраструктуры.
Демократизация

https://unsplash.com/photos/Z_-UpTcGlPk
В 1987 году в стране прошли первые свободные выборы, на которых победу одержал генерал Ро Дэ У. Олимпиада 1988 года стала своеобразным олицетворением изменений в стране. К началу 1990-х гг. на первое место вышла сфера услуг, оттеснив тяжёлую промышленность на второй план. В конце 1990-х гг. я впервые увидел Daewoo Nexia и принял её сначала за очередную модель Лады. Тогда я не догадывался, что будет представлять из себя корейский автомобильный рынок через 10-15 лет.
Итоги
Развитие Южной Кореи с начала 1960-х гг. прошло по отраслевому принципу в несколько этапов (а не «одновременно по всем фронтам»):
- 1960-1970-е гг. – индустриализация;
- 1980-е гг. – либерализация;
- с конца 1980 гг – сфера услуг.
При этом отрасли, отошедшие на второй или третий план, не забрасывались, а как минимум поддерживались на достигнутом уровне.
К размышлению
Как и у любой развитой страны, в Южной Корее есть свои трудности:
- зависимость молодёжи от мобильных устройств;
- высокий уровень самоубийств (в 4 раза выше, чем в КНДР);
- зависимость от мировой экономики.
Тем не менее, сравнивать Южную Корею даже со своим северным соседом бессмысленно: это – разные миры. Достаточно сказать, что по уровню ВВП на одного человека в 2019 году Южная Корея превосходила КНДР более чем в 50 раз. Такой разницы между соседними по суше государствами нет больше нигде.
Спасибо за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: