Об адвокатской монополии..
Право на квалифицированную юридическую помощь является юридической гарантией реализации прав человека и гражданина, неотделимым элементом обеспечения правосудия. Оно закреплено во многих международных актах. К примеру, Всеобщая декларация прав человека гарантирует равное, гласное, справедливое, независимое и беспристрастное рас-смотрение дела. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обеспечивает право каждого обвиняемого «защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или … пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно» (п.п. «с» п. 3 ст. 6), а также «на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном каче-стве» (ст. 13) . Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает госу-дарства обеспечить «право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защи-ты» (п. 3 ст. 2) . Помимо перечисленных нормативных актов данная прерогатива регулиру-ется также Конвенцией о правах ребенка (п. «d» ст. 37, п.п. «b» п. 2 ст. 40), Конвенцией о международном доступе к правосудию (ст. 1), Конвенцией «О правовой помощи и право-вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» и другими.
В России рассматриваемая привилегия гарантирована статьей 48 Конституции РФ. С 2002 года действует Федеральный закон, закрепляющий статус адвоката и определяющий основной порядок правоотношений последнего с доверителем. В 2003 году был принят Ко-декс профессиональной этики адвоката, где были прямо сформулированы нормы морали, регулирующие наряду с нормами права отношения адвоката с доверителем.
Исходя из упомянутого выше Федерального закона адвокатуре можно дать следующее определение: это правой институт, деятельность которого направлена на оказание квалифи-цированной юридической помощи лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Говоря о возникновении адвокатуры среди учёных единого мнения нет.
Одна из позиций предполагает, что зачатки правозаступничества начали формировать-ся с момента появления первых судебных органов, при этом в качестве защитников высту-пали, как правило, лица, находящееся в тесных отношениях с тяжущимся. К примеру, в Ки-тае такое право предоставлялось родителям и друзьям. У иудеев функции адвокатов выпол-няли лица, которые готовились стать судьями (кандидаты) .
В классическом понимании история адвокатуры начинается с Древней Греции и Древ-него Рима, где красноречие в судебном процессе имело важную роль. В Риме роли защитни-ка выполняли патроны, после распада института патроната возникли две категории юри-стов: юрисконсульты, сопровождающие лиц при заключении сделок и оказывающие по-мощь адвокатам в суде и непосредственно адвокаты. Со временем их деятельность начала приравниваться к должностной службе, появилась необходимость обучаться в юридических школах и сдавать специальный экзамен.
В России предпосылки зарождения института адвокатуры появляются в период фео-дальной раздробленности, вначале это поверенные, после принятия Соборного уложения 1649 г. – «ходатаи по делам» . Впервые термин «адвокат» был употреблен в 1716 г. в Воин-ских уставах Петра I. Одна из глав Воинского артикула именовалась «Об адвокатах и пол-номочных», она же определяла их компетенцию. Но своего развития в период абсолютизма институт адвокатуры не получил. И только в 1864 году в результате проведения судебной реформы была введена присяжная адвокатура, просуществовавшая вплоть до 1917 года. По-становление о народном суде РСФСР от 30 ноября 1930 года были учреждены коллегии за-щитников, представителей и обвинителей, что говорит о возрождении адвокатуры, правда лишенной всякой самостоятельности. Еще одним этапом в развитии данного института в советский период стало принятие Положения об адвокатуре в СССР 1939 года, которое за-крепило образование областных, краевых и республиканских коллегий адвокатов, а также наделило их правами юридического лица. В дальнейшем советская адвокатура продолжала развиваться вместе со всей страной. Глобальные изменения начались в 1980-е, они косну-лись всех сфер жизни общества, в том числе и правовых услуг. В эти же годы начались дис-куссии о принятии нового закона по адвокатской деятельности, продлившиеся вплоть до принятия действующего на сегодняшний день Федерального закона.
На сегодняшний день рынок юридических услуг в России включает не только профес-сиональную деятельность адвокатов, оказывать подобную помощь вправе также лица, не об-ладающие адвокатским статусом. Таким образом, существует две группы участников рас-сматриваемого рынка: адвокаты и лица, чья деятельность не урегулирована Законом «Об ад-вокатуре».
В ноябре 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел сове-щание с представителями адвокатского сообщества, в ходе которого были рассмотрены остростоящие проблемы данной отрасли, а также предложения по повышению эффективно-сти адвокатской деятельности, её дальнейшего развития. Наиболее диспутируемым стал во-прос об окончательном принятии до 20 июля 2020 года решения о концепции регулирова-ния рынка профессиональной юридической помощи. При этом доработкой концепции бу-дет заниматься непосредственно Правительство РФ.
Данная концепция была принята в рамках госпрограммы «Юстиция», утвержденной Правительством 15 апреля 2014 года. Её содержание посвящено реформе и регулированию рынка юридических услуг в России. Реализацию госпрограммы планировали осуществить до 2020 года. Необходимость принятия концепции была обусловлена одной из насущных проблем на сегодняшний день, а именно присутствие на правовом рынке недобросовестных участников, дилетантов. Суть реформирования же заключается в создании единой системы профессиональной юридической помощи, соответствующей требованиям международных правовых стандартов.
В России на сегодняшний день адвокаты занимают доминирующее положение при оказании услуг, связанных с уголовным судопроизводством. Что касается гражданского процесса, то там законодатель не ставит ограничения при выборе судебного представителя, в статье 48 гражданского процессуального кодекса сказано, что «представителями в суде мо-гут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены», исключением являются судьи, помощники судей, следовате-ли, прокуроры, работники аппарата суда (статья 51) . По нашему мнению, представитель-ство в суде подразумевает под собой большую ответственность перед доверителем и не яв-ляется работой, с которой способен справиться каждый, поэтому целесообразно повысить требования в целях «чистки» рынка профессиональной правовой помощи от дилетантов.
В процессе реализации концепции адвокатская монополия должна распространиться и на гражданское, и на арбитражное производство. Соответственно практикующим юристам необходимо будет приобрести адвокатский статус, который позволит им представитель-ствовать в суде. Законодателю в данной ситуации важно создать наиболее комфортные условия для перехода юристов в адвокаты, а в случаях с юридическими организациями – в статус адвокатских образований.
Не стоит забывать о том, что на сегодняшний день ряд специальных требований при-меняется только к одной части участников (регулирование деятельности адвокатов Законом «Об адвокатуре» и Кодексом профессиональной этики адвоката), остальные находятся в условиях минимального правового регулирования, что говорит о минимальной защищенно-сти доверителя перед последними. На наш взгляд должна быть урегулирована деятельность всех участников рынка профессиональной юридической помощи, а институт адвокатской монополи включает в себя такое регулирование, что является еще одной его положительной чертой. Помимо этого, часть юристов считает, что если в судопроизводстве участвуют про-фессионалы, то им будет проще договориться между собой.
Говоря об обратной стороне, не стоит забывать, что любое реформирование подразу-мевает под собой длительный процесс, о результатах которого мы можем лишь догадывать-ся, то есть возможны и отрицательные последствия, к которым нужно быть готовыми для своевременного устранения. Кроме того, предлагаемые нововведения подразумевают под собой большие финансовые затраты.
Также существует такая точка зрения, что адвокатская монополия не способна решить назревшие проблемы, она приведет к монополизации рынка, а любая монополия как известно приводит к снижению конкуренции, помимо этого она способствует повышению цен на правовые услуги и тем самым снизит уровень доступности.
Насколько же благополучными окажутся результаты реализации идеи зависит и от участников рынка, и от непосредственного правового регулирования, которое на сегодняш-ний день по малопонятным причинам затягивается: программа «Юстиция» должна была быть реализована до 2020 года; этапы концепции 2017 года также не осуществляются в срок.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что в соответствии с принципами меж-дународного права, а также основами, закрепленными в Конституции нашей страны, обес-печение права на защиту является неотъемлемой задачей правового сообщества. Дальнейшее реформирование рассматриваемого института, на наш взгляд, необходимо, но предлагаемые на сегодняшний день нововведения по своей природе неоднозначны. Само введение монополии должно быть постепенным процессом, что в принципе и предлагают авторы проекта концепции.
как относитесь к адвокатской монополии
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты