Как будут работать вузы с 1 сентября? Пересчитают ли стоимость обучения на дистанционке?

На данный момент официальной информации о том, как будут работать вузы с 1 сентября, не имеется. Скорее всего, решение будет принято за несколько дней до начала учебного года. Возможно, что на очное обучение выйдет лишь часть вузов, а остальные продолжат обучаться дистанционно.
Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе. В некоторых регионах на данный момент идет заметное снижение заболеваемости, но вот в отдельных областях эпидемия еще в разгаре.
Нельзя исключать и вторую волну, которой многие опасаются. Кроме того, для студентов-иностранцев, а также русских студентов, находящихся за границей, которые по тем или иным причинам не смогли вернуться в Россию, будет предусмотрен дистанционный формат обучения. Таким образом, они смогут не пропустить занятия.
В дистанционном формате у нас обучались студенты во время карантина весной. Этот опыт понравился далеко не всем. Обучаться в режиме онлайн оказалось достаточно сложным как для учеников, так и для учителей. Кроме того, после перехода на дистанционную работу многие студенты российских вузов озаботились вопросом пересмотра платы за обучение, так как, по их мнению, стоимость дистанционного обучения должна быть ниже стоимости очного.
Есть ли экономия у вузов?
Очевидно, что очная и дистанционная формы обучения различаются объемом контактной работы с преподавателем. Дистанционные программы также имеют разные условия: от прямого включения из аудитории до записанных видеоуроков или текстовых материалов для самостоятельного изучения. Ясно, что самым дорогим вариантом обучения должен являться очный. Кроме того, дистанционное обучение позволяет экономить на обслуживании инфраструктуры, так как кабинеты учреждений не задействованы.
Еще с середины марта, когда из-за распространения коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение, в соцсетях и на платформах с петициями стали появляться требования учащихся пересмотреть стоимость обучения.
«Несмотря на официально заявленную «цифровизацию» учебного процесса, зачастую всё сводится к выполнению заданий через учебные порталы без получения каких-либо новых знаний. Дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс студентов, а следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения. По нашему мнению, и плата за него должна быть ниже», — пишет автор одной из петиций.
Подобных обращений на разных платформах много. Однако в самих учебных заведениях считают, что при переходе на дистанционку расходы у вузов возросли.
Например, как сказался на трудозатратах преподавателей переход на дистанционное обучение, рассказал первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев:
«РЭУ им. Г.В. Плеханова, как и большинство вузов, сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателя со студентом. Контакт между преподавателями и студентами не прекратился, просто он реализован при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории. Если говорить о затратах труда преподавателей, то общеизвестно, что они возросли. Научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации», — подчеркнул он.
Экономить на обслуживании помещений при введении дистанционного обучения вузы могут, но эту экономию с лихвой перекрывает другая статья расходов – оплата электронных сервисов, которые позволяют организовать удаленную работу с большим количеством студентов.
«Следует отметить, что оказание образовательных услуг с применением дистанционных технологий связано с повышенными расходами на содержание сетевой инфраструктуры и заработную плату вспомогательного персонала. В целом общие объемы затрат в расчете на одного обучающегося по традиционной очной форме с применением дистанционных технологий сопоставимы», — пояснили в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета.
На это обратили внимание и в Плехановском университете.
«Расходы вузов не уменьшаются, а в краткосрочном периоде растут в случае закупок оборудования или оплаты услуг использования онлайн-платформ в рамках организации дистанционного режима обучения», — подчеркнул первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев.
Как студенту снизить стоимость обучения?
Что же делать в этой ситуации студентам, ведь у разных вузов разные ресурсные базы? Одни смогли перейти на дистанционное обучение качественно, у других система обучения ухудшилась. И возмущение большинства студентов и их родителей понятно, ведь стоимость обучения в вузах далеко не маленькая.
По словам председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», доцента МГИМО Константина Трапаиде, перерасчет оплаты обучения возможен. Стороны могут решить этот вопрос как в досудебном порядке, заключив мировое соглашение, так и в суде.
«Чтобы отстоять свое право, студенты должны доказать, что есть необходимость возврата денежных средств или компенсации за период, который они не доучились очно. Здесь каждый вуз будет индивидуально предоставлять документы, отстаивать свою позицию. Но если качество учебного процесса не пострадало и издержки не уменьшились, то суды, скорее всего, примут это во внимание. Если же вуз займет пассивную позицию, скажет: ну обратился и обратился, пусть идет как идет, — полагаю, что где-то и присудят возврат или частичную компенсацию. Студенты могут аргументировать решение уменьшением трудозатрат преподавателей или ухудшением качества услуг, но важно, какие контраргументы представит вуз. Многое зависит и от того, как учебное заведение организовало дистанционную работу», – говорит Трапаиде.
Детям нельзя долго сидеть дома - вредно для здоровья. Нужен воздух, школа общение, коллектив. Тогда и иммунитет будет крепче. Да и взрослым тоже.
Дистанционка больше похожа на заочное обучение! Стипендию тогда точно не повысят. А плату за обучение не уменьшат! Это сейчас, пока нет наработок у преподавателей, им хлопотно. А потом -- только выкладывай уже готовые материалы в сеть!
Меня больше волнует качество образования специалистов при такой форме обучения (например - врачей)
Именно, но практику то никто не отменял, а сие уже дистанционкой не заменишь, так почему будущих врачей дистанционников не отправлять на практику начиная с санитаров, с повышением на ступень, с каждым новым учебным годом.
Но в таком случае пусть их обучают больницы и выдают диплом с пометкой: практически обучен.😂
А насчёт практики с самых низов я полностью согласна.
А что врачи, те же очники, практику в другом месте проходят?, Так в чем разница?, скажу более, сие позволит закрыть дефицит кадров.
А что, врачи студенты-очники, практику в другом месте проходят?, Так в чем разница?, скажу более, сие позволит закрыть дефицит персонала. Тем более, не подтвердив квалификацию на одной из ступеней, диплом в любом случае не давать.
Я за практику и за традиционный способ обучения врачей, за живой контакт и с больными, и с преподавателями.
Трудозатраты добросовестных преподавателей резко возросли и вся жизнь превратилась в сплошные занятия со студентами, многие из которых ничего не делают и не хотят делать. Особенно при дистанционном формате обучения! А рычагов воздействия на них фактически нет! Вуз зажат с точки зрения финансирования, что в конечном итоге приводит с снижению качества обучения!
Сегодня подашь на вуз в суд, завтра вылетишь с вуза.
Не факт, но мелкие ВУЗы при кусе исков просто обанкротятся.
На то и рассчитано. Власти нужны дешёвые рабочие руки, а не думающие головы.
Совсем недавно эти слова слышал от доктора, он сказал, Американизируют нас.
Именно!, мало того что вылетишь, так и в другой потом не попадешь. Сия ситуация схожа с проблемами ТК, там аналогично - подашь на работодателя, будешь дооолго искать работу. А между прочим, на сем построено ЕГЭ, точнее необоснованное занижение результатов, абсурдность апелляций (в этом году особенно), ибо опротестовать решение можно через суд, однако, какой вуз, после сего, будет иметь с вами дело?
П.С-Опережая неких *шибко умных* созданий, поведаю-ролик из Ютуб, в коем некий препод по физике опротестовал свой результат, есть пустышка!, ибо тот человек, в плане образования, уже состоялся и в случае провала-его никто не лишит диплома, а вот ежели по судам пойдет вчерашний школьник...
Добьют остатки образования!
Ныне идёт уже не добивание, а истязание!