Кто выступает в деле о банкротстве от имени казенных и бюджетных учреждений?

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Что говорит закон
Данное определение дано в статье 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)». Однако признать банкротом можно не любое юридическое лицо. Так, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).
Тем самым законодательно запрещено признание банкротом казенного предприятия и учреждения. Однако стоит обратить внимание на принятый 8 мая 2010 года федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Данный нормативно-правовой акт значительно расширил права казенных учреждений, предоставив им право заниматься коммерческой деятельностью, а прибыль, получаемую вследствие этого, использовать по своему усмотрению.
Конечно, данный закон не дает возможность признавать вышеназванные учреждения банкротами, однако устанавливает иной механизм, позволяющий предприятиям не опускаться до уровня банкротства.
Механизм процедуры
Во-первых, все бюджетные учреждения Российской Федерации могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами. Законом регламентировано три формы финансовой свободы:
• автономная;
• бюджетная;
• казенная.
При этом каждое учреждение может менять эти формы в зависимости от результатов финансовой деятельности.
Автономная форма – самая независимая. Она позволяет предприятиям самостоятельно формировать заказы для своей деятельности, а также открывать счета в коммерческих банках.
Бюджетная форма – второй уровень, уже ограничивает свободу в размещении заказов, а также принуждает иметь счет лишь в Федеральном казначействе.
Ну и третья форма – казенная, самая строгая, устанавливающая финансирование в полном соответствии с бюджетом. При этом введение таких форм вовсе не лишает статуса собственника государство. Предприятия по-прежнему находятся в федеральной или муниципальной собственности.
То же самое касается и финансирования, которое, как и ранее, производится из бюджета. Однако деление на эти формы изменяет роль государства в «жизни» этих предприятий, что позволяет развиваться им более стабильно.
Также этот механизм предусматривает усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений. Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя. Такой метод как раз позволяет в критических ситуациях оставить предприятие на плаву, не позволяя ему опуститься до уровня банкрота.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что на законодательном уровне исключена возможность признания бюджетного предприятия и учреждения банкротом. Тем не менее законодательством разработан выверенный и продуманный механизм, который на данный момент работает без нареканий и позволяет казенным предприятиям нормально функционировать.