Про детский сад и не только
Решила аккумулировать мысли про адаптацию в одном посте.
Большинство людей страшатся изменений. Это заложено в нашем генетическом опыте и оберегает род от того, что эти изменения могут принести. Теряется стабильность, привычный круг общения, рушится заведенный распорядок. Сталкиваясь с неизведанным, мы проходим через определенные стадии проживания новой ситуации: отрицание, гнев, торг, печаль, принятие, и испытываем при этом самые разные эмоции, в том числе и не самые приятные. Что уж говорить о детях, которые только учатся жить в этом мире. Когда вы ведете ребенка в детский сад, отдаете его в школу, вы проходите с ним все эти стадии на пути адаптации.
Первая стадия: отрицание. Здесь дети выдают вам: «Я не пойду в садик/школу!». Вы злитесь, а это естественная и абсолютно нормальная реакция. Оставьте иллюзию, у кого она есть, что ребенок помчится туда вприпрыжку.
Вторая стадия: гнев/агрессия. Ребенок понимает, что садик/школа с ним все-таки случится и никуда от них не деться. Ребенок может начать отталкивать "своих" взрослых от себя, пинаться, бить маму/кошку/стул/себя, может стукнуть воспитателя, кидаться игрушками. Ребенок выражает агрессию к тому, что происходит прямо сейчас. Он имеет право на эти эмоции. И дайте ему их прожить: покричать, попинать подушку, попрыгать, побить руками диван. Так вы поможете ему не застрять на этой стадии, не запихать эти непрожитые эмоции в своё тело, чтобы на выходе получить психосоматическую болячку. Вы даёте ему возможность, прожив свой гнев, перейти к следующей стадии.
Третья стадия: торг, т.е. ваш ребенок начинает торговаться. Если ребенок уже умеет говорить, то он может начинает говорить: Мам, останься дома! Можно я пойду с тобой? Давай я останусь дома? Я могу посидеть один (одна)/ с тётей/с бабушкой.
Ребенок ищет способ, как сделать так, чтобы избежать садик/школу. Если ребенок не говорит или не может сформулировать свои мысли, выразить их, то такое желание тоже часто выливается в психосоматику там, где у ребенка «слабое» место. Почему считается, что поболеть в начале хождения в сад/школу это нормально? Все болеют и ваш ребенок тоже не избежит этого. Если знать о механизме адаптации, то да, часто такое и происходит.
Четвертая стадия: печаль/горе. Горе горькое, печаль вселенская. Ребенок оплакивает свой потерянный привычный мир, где есть мама, привычный ход вещей, любимые игрушки.
Пятая стадия: смирение и принятие. После прохождения этой стадии ребенок открывает для себя плюсы нахождения в детском саду/школе. Тут он может заметить, что в детском саду или школе не так уж и плохо, и кормят тем, что дома не дают, и с детьми можно поиграть веселее, чем с мамой.
Все эти стадии проходит каждый ребенок. У кого-то всё протекает смазано и быстро, а кто-то застревает на какой-то из стадий. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и проходит эти стадии по-своему, и от того, что маме нужно на работу, он быстрее адаптироваться не будет.
Знание об этапах адаптации помогает нам понимать, что происходит с дитяткой в конкретный момент и сохранять "спокойствие, только спокойствие", потому что мы знаем, что это естественный ход событий.
От чего зависит, как ребенок проходит стадии?
От образа жизни семьи и от того, насколько широк круг его повседневного общения, есть ли своеобразная "прививка"мини-стрессами от общения с другими людьми.
От физиологии ребенка. Интровертный ребенок проживает многое внутри себя. Может проявиться аутоагрессия, нанесение повреждений самому себе, скрытый торг: может начать менять свое поведение, экспериментировать: Что, если я буду лучше себя вести и слушаться? Если пообещаю/сделаю …., то что будет дальше? Тогда я не пойду в садик/школу?
Родителям стоит обратить внимание, когда ребенок застревает на какой-то стадии. Тогда маме нужно подключаться и помогать-разрешать ребенку проживать его эмоции: гнева или печали, не давать ребенку менять правила игры на стадии торга.
И не кричите. Хотя я могу понять, что очень хочется. Ведь вы сами адаптируетесь. Разрешите себе как и ребенку безопасное проживание эмоций.
Ваш ребенок никогда не будет вам удобен, у детей нет такой задачи, т.к. они проживают свою жизнь и нужно дать им эту возможность, быть уверенной и спокойной, и верить в то, что ваш ребенок сильный и может справиться с новыми ситуациями, что появляются в его жизни.
Будьте здоровы и счастливы!
Картинка из Интернета
