ИННОВАЦИИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Г. Омельянюк
В современных условиях правоприменители предъявляют все более сложные крите-
рии объективизации судебной экспертизы и испытывают потребность в гармонизации су-
дебно-экспертной деятельности с мировой практикой. Это обусловлено возрастанием ро-
ли деятельности судебных экспертов при рассмотрении дел в зарубежных и международ-
ных судах, включая Суд Евразийского экономического союза (г. Минск) и Европейский
суд по правам человека (г. Страсбург).
В проекте федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации», принятом в первом чтении 20 ноября 2013 г., предусматривается активное
внедрение в экспертную практику таких инноваций, как стандартизация судебно-
экспертной деятельности, сертификация компетентности судебных экспертов, валидация
и сертификация методических материалов по производству судебной экспертизы. Выше-
указанные механизмы представлены в типовом проекте законодательного акта
«О судебно-экспертной деятельности», принятого постановлением Межпарламентской
Ассамблеей государств-членов ЕврАзЭС (№ 15-6 от 11 апреля 2013 г.).ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ:
вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития
14
Среди предусмотренных проектом федерального закона инноваций, прежде всего сле-
дует выделить положения, направленные на унификацию научно-методического обеспе-
чения, используемого судебными экспертами независимо от организационно-правовой
формы судебно-экспертного учреждения путем формирования и развития механизмов
сертификации методических материалов по производству судебной экспертизы. Проектом
федерального закона также вводятся механизмы валидации методических материалов, ко-
торые ранее были научно обоснованы и использованы в практической деятельности су-
дебно-экспертных учреждений Минюста России. Работы по валидации методических ма-
териалов активно проводятся в зарубежных странах, включая государства - члены СНГ.
В соответствии с проектом федерального закона валидация представляет собой оценку
пригодности использования методических материалов по производству судебной экспер-
тизы, осуществляемую судебно-экспертными организациями в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Сертификация методических материалов по про-
изводству судебной экспертизы – подтверждение соответствия методических материалов
требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методических
материалов по производству судебной экспертизы, осуществляемое уполномоченными
организациями по сертификации методических материалов по производству судебной
экспертизы. Специфика сертификации методических материалов по производству судеб-
ной экспертизы прежде всего заключается в ее проведении органом по сертификации, не
являющимся субъектом судебно-экспертной деятельности. При этом наличие сертификата
у судебно-экспертных методик не исключает осуществления процедуры их валидации для
подтверждения пригодности использования при производстве судебных экспертиз в кон-
кретных судебно-экспертных организациях.
В случае отсутствия сертифицированных методических материалов судебные экспер-
тизы проводятся с использованием других методических материалов. Так, при производ-
стве судебных экспертиз новых, редких, уникальных объектов, не обеспеченных методи-
ческими материалами по производству судебной экспертизы, проект федерального закона
предусматривает приведение в заключении эксперта научного обоснования пригодности
используемых методических материалов.
В соответствии с действующим законодательством судебные экспертизы производят-
ся государственными судебными экспертами и иными лицами, обладающими специаль-
ными знаниями. При организации судебно-экспертной деятельности в государственных
с удебно-экспертных учреждениях проводится обязательная оценка компетентности экс-
пертов и организован контроль за сроками и качеством экспертиз. Критерии оценки ком-
петентности лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся работниками
государственных судебно-экспертных учреждений, достоверности используемых ими су-
дебно-экспертных методик и их научной обоснованности законодательно не закреплены,
что является причиной низкого качества проводимых этими лицами судебных экспертиз
и, как следствие, судебных ошибок, увеличения количества повторных и дополнительных
экспертиз, увеличения сроков судопроизводства в целом.
По мнению разработчиков, положения данного проекта федерального закона приведут
к установлению единых профессиональных и квалификационных требований к лицам, осу-
ществляющим производство судебной экспертизы вне государственных судебно-
экспертных учреждений, а также к государственному контролю за деятельностью указан-
ных лиц.
Для приведения в соответствие с требованиями процессуального законодательства
в проекте федерального закона унифицированы понятия судебного эксперта и требования,
предъявляемые к нему, включены положения о лицах, которым не может поручаться су-
дебная экспертиза, вводятся единые требования, предъявляемые к судебно-экспертным
организациям, независимо от формы их собственности, предусмотрено создание государ-
ственных реестров судебных экспертов и судебно-экспертных организаций.
Представляется, что в случае, когда единственным основанием для привлечения
в судопроизводство лица в качестве эксперта является наличие у него специальных зна-
ний, указанные знания требуют обязательного подтверждения уполномоченным государ-
ственным органом. При этом сертификат компетентности является подтверждением
надлежащей подготовки и компетентности лица, обладающего специальными знаниями в
какой-либо области, для следователя и суда.
Проектом федерального закона определяются механизмы сертификации компе-
тентности судебного эксперта, которые являются обязательными для государственных
судебных экспертов системы Минюста России и добровольными для лиц, не являющихся
работниками государственных судебно-экспертных организаций. Представители иных
государственных судебно-экспертных учреждений согласно проекту федерального закона
продолжат проходить аттестацию на право самостоятельного производства судебных экс-
пертиз в соответствии с ведомственными правовыми актами. При этом получение серти-
фиката компетентности судебного эксперта является обязательным условием для внесе-
ния сведений о судебном эксперте в государственный реестр судебных экспертов. Полно-
мочия по ведению Государственного реестра судебных экспертов предполагается
возложить на Министерство юстиции Российской Федерации.
В целях соблюдения всеми судебными экспертами и экспертными учреждениями еди-
ных требований, предъявляемых к их компетентности и научно-методическому обеспече-
нию, необходимо осуществлять стандартизацию данной деятельности. Для реализации
инноваций, связанных со стандартизацией судебно-экспертной деятельности, Приказом
Росстандарта от 13 мая 2015 г. № 561 создан Технический комитет по стандартизации 134
«Судебная экспертиза» (далее – ТК 134).
В состав ТК 134 в настоящее время входят представители 29 организаций, занимаю-
щихся организацией судебно-экспертной деятельности, производством судебных экспер-
тиз, образовательной и научной деятельностью в области судебной экспертизы.
В Российской Федерации утверждены 4 национальных стандарта по терминам
и определениям судебной молекулярно-генетической, судебно-трасологической, судебно-
психологической, судебной компьютерно-технической экспертиз. В 2017 году разработан
проект ГОСТ Р «Экспертиза судебно-экологическая. Термины и определения». Вышеука-
занные национальные стандарты предназначены для применения любыми судебными экс-
пертами и судебно-экспертными организациями при их аккредитации и (или) производ-
стве вышеуказанных судебных экспертиз.
Межгосударственный технический комитет по стандартизации «Судебная экспертиза»
МТК 545 создан в 2016 году. Полноправные члены МТК 545: Республика Казахстан, Рос-
сийская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика. Наблюдатели: Респуб-
лика Беларусь, Республика Таджикистан. В рамках VII Петербургского Международного
Юридического Форума 19.05.2017 г. состоялось заседание МТК 545, по результатам кото-
рого принято решение об одобрении процесса разработки МТК 545 проекта ГОСТ «Ак-
кредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению «Модулей для
судебно-экспертных лабораторий». Для гармонизации судебно-экспертной на евразий-
ском пространстве с мировой практикой представляется весьма актуальным разработка
МТК 545 вышеуказанного проекта межгосударственного стандарта.
В международной организации по стандартизации (ИСО) осуществляет деятельность
международный технический комитет ИСО/ТК 272 «Forensic Science». Приказом Росстан-
дарта от 11 января 2016 г. № 4 за ТК 134 закреплена тематика международного комитета
ИСО/ТК 272 в международной организации по стандартизации. Работники ФБУ РФЦСЭ
приняли участие в рассмотрении следующих международных стандартов: «Судебная экс-
пертиза – словарь»; «Судебная экспертиза – Обнаружение, описание, сбор, транспорти-
ровка и хранение объектов судебно-экспертного анализа»; «Судебная экспертиза – Анализ
исследования материалов»; «Судебная экспертиза – Отчетность (заключение эксперта)».ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ:
вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития
16
Аккредитация судебно-экспертных лабораторий традиционно рассматривается
в качестве универсального инструмента повышения качества судебно-экспертного произ-
водства, также признания достоверности заключения эксперта в российских, зарубежных
и международных судах. В российской и международной практике аккредитация испыта-
тельных и аналитических лабораторий широкого профиля осуществляется в соответствии
с ГОСТ ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калиб-
ровочных лабораторий». В 2014 году Международным сотрудничеством по аккредитации
лабораторий (ILAC) принято новое руководство «Модули для судебно-экспертных лабо-
раторий», которое предназначено для аккредитации судебно-экспертных учреждений
с учетом необходимости выполнения требований международного стандарта
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных
типов органов инспекции» в рамках судебно-экспертных исследований по месту нахожде-
ния объекта исследования.
В международной практике признано, что наиболее действенной формой подтвержде-
ния лабораторией качества результатов ее деятельности является участие в межлабора-
торном профессиональном тестировании (далее – МПТ), под которым понимают органи-
зацию, проведение и оценку результатов испытаний одних и тех же или таких же объектов
судебной экспертизы двумя или большим числом судебно-экспертных лабораторий в со-
ответствии с заранее установленными условиями.
Например, в МПТ активно участвует лаборатория компьютерно-технической экспер-
тизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. Целью одной из программ МПТ являлась объек-
тивная оценка качества выполняемых исследований по проведению поиска удаленной
пользовательской информации и исследованию информации из истории программы Skype
на представленном образе носителя данных (НЖМД). В профессиональном тестировании
приняли участие 6 лабораторий из 5 государств (Россия, Казахстан, Киргизия, Беларусь,
Таджикистан). Большинство судебно-экспертных лабораторий, принимавших участие
в МПТ, продемонстрировали высокое качество выполнения исследований при производ-
стве компьютерно-технических экспертиз. В то же время для ряда участников стало оче-
видным принятие скорейших усилий по повышению квалификации своих работников.
Одним из перспективных направлений по дальнейшему развитию МПТ в судебно-
экспертной деятельности видится организация и проведение вышеуказанного тестирова-
ния в комплексных исследованиях. Особенно это актуально для родов (видов) экспертиз,
предметы которых сопряжены с современными информационными технологиями.
Таким образом, инновации судебно-экспертной деятельности обусловлены не только
потребностями следователей и судей в расширении доказательственной базы путем уста-
новления ранее не учитываемых фактических данных, но и стремлением повысить объек-
тивацию и достоверность заключений экспертов, прозрачность экспертных технологий,
активизацию иных форм использования специальных знаний в судопроизводстве. Приме-
нение инноваций судебно-экспертной деятельности потребует проведения комплексных
организационно-правовых мероприятий по созданию механизмов, способствующих со-
кращению сроков производства судебных экспертиз, обеспечению доступа профессиона-
лов к производству судебных экспертиз, контролю качества экспертного производства и
его научно-методического обеспечения
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: