Перспективы развития военных судов в условиях реформирования судебной системы Российской Федерации

321 дочитывание
3 комментария
Эта публикация уже заработала 13,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Прошедшее в январе 2018 года пленарное заседание Совета судей Российской Федерации в Москве озвучило необходимость проведения судебной реформы. Планируемые преобразования имеют масштабный характер и проникают практически в каждый элемент судебной системы.

В качестве изменений предлагались:

  • создание отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, в том числе и военных;
  • введение коллегий присяжных в районных судах;
  • организация четко отработанной системы разграничения ответственности за совершение судьями судебных ошибок;
  • разрешение судьям не писать мотивировочную часть при вынесении решений;
  • запрещение гражданам без высшего юридического образования участвовать в судебном разбирательстве в качестве представителя;
  • отмена обязанности уведомления судом сторон о ходе дела;
  • создание автоматизированной системы назначения на должность судьи;
  • создание возможности дистанционного присутствия на судебном заседании с помощью видеоконференции.

Практически все вышеуказанные изменения так или иначе затронут систему военных судов Российской Федерации. Какого же будет и их влияние на развитие военных судов Российской Федерации?

Реформа структуры военных судов

Самым важным и самым масштабным пунктом современной реформы является пункт о создании дополнительных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Такая четырехступенчатая система уже хорошо зарекомендовала себя в системе арбитражных судов, поэтому и родилось предложение перенести ее на суды общей юрисдикции. По мнению экспертов, это серьезно повысит уровень объективности в рассматриваемых делах, ведь до сих пор в одном региональном суде может быть сосредоточено сразу несколько инстанций, а значит судьи, представляющие как раз разные инстанции, работают рядом, бок о бок, что является очень серьезной угрозой объективности.

Помимо увеличения уровня объективности и независимости при рассмотрении дел разными инстанциями резко снизится и уровень загруженности многих региональных судов. По словам председателя Верховного суда РФ Вячеслава Михайловича Лебедева, подобное нововведение позитивно скажется и на качестве рассмотрения дел во всех инстанциях, возрастет объективность и, что немаловажно, оперативность рассмотрения дел.

Также в уже подписанном Президентом федеральном конституционном законе от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ "О внесении изменений в федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" говорится и о создании отдельного кассационного и апелляционного военных судов. Следовательно, данная реформа напрямую оказывает влияние на развитие современных военных судов.

Подобная система уже немалое количество лет действует в арбитражных судах РФ. Есть суд субъекта, решения которого могут быть обжалованы в суде инстанцией выше – апелляционном суде, решения которого, в свою очередь, могут быть обжалованы в суде еще более высшей инстанции – в федеральном суде округа.

Исходя из статистики, предоставленной Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации об основных статистических показателях судов общей юрисдикции за 2017 год (см. Приложение №1), и статистики, предоставленной Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации об итогах деятельности военных следственных органов Следственного комитета в 2017 году, мы можем заметить, что в минувшем году в военных следственных органах Следственного комитета зарегистрированы 32,6 тысячи сообщений о преступлениях и завершены производством свыше 8,9 тысяч уголовных дел.

Однако, по статистике Судебного департамента, гарнизонные (военные) суды и окружные (флотские) военные суды за 2017 год рассмотрели только 6402 уголовных дела, из чего следует, что 30% только уголовных дел было рассмотрено не в военных судах. Данный факт может свидетельствовать о загруженности военных судов, а значит, создание дополнительных апелляционного и кассационного судов поспособствует рассмотрению большего количества дел специализированными военными судами.

21 июня 2018 года Верховный суд Российской Федерации внес в Государственную думу уже подготовленный проект этой реформы. На заседании пленума Верховного суда заместитель председателя Верховного суда – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Владимир Владимирович Хомчик заявил, что данный законопроект был создан в связи с проводимой в стране судебной реформой и созданием новой четырехуровневой системы судов. Также он напомнил, что военные суды являются самостоятельной системой специализированных судов, осуществляющих правосудие также и в органах ФСБ, Росгвардии, МЧС, то есть во всех органах, где предусмотрена военная служба.

Подготовленный законопроект приведет структуру военных судов в соответствие с реформой судебной системы, где каждая инстанция (первая, апелляционная и кассационная) будут в отдельном суде. По словам заместителя председателя Верховного суда, 3-й окружной военный суд в Одинцове предлагается преобразовать в Апелляционный военный суд, а Западно-Сибирский окружной военный суд в Новосибирске – в Кассационный военный суд. На них будут замыкаться девять окружных военных судов. Апелляционный суд по делам военнослужащих станет вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к окружным военным судам, кассационный суд по делам военнослужащих – судом третьей инстанции к гарнизонным судам.

Немаловажным является и тот факт, что, по заявлению Владимира Владимировича, на подобную реорганизацию выделение дополнительных денежных средств не понадобиться, так как создание новых судов будет происходить на базе уже существующих, что существенно облегчает поставленную задачу. По подсчетам, итог данной реформы будет не ранее 1 июля 2019 года.

Реформа дисциплинарной ответственности судей

Верховный суд России разрабатывает законопроект, который определит, какие ошибки судей могут быть допустимыми, а какие считать дисциплинарным проступком. Об этом сообщил секретарь Пленума Верховного суда РФ, председатель Совета судей РФ Виктор Момотов в опубликованной статье в журнале "Судья", посвященном 95-летию Верховного суда России.

"Следует упомянуть о разработке проекта федерального закона, устанавливающего критерии разграничения судебной ошибки и дисциплинарного проступка, – отметил Виктор Момотов. – Принятие такого закона станет важным шагом на пути совершенствования института дисциплинарной ответственности судей и позволит определить случаи, когда нарушения правовых норм при рассмотрении конкретных дел следует квалифицировать как проступок или же как допустимую судебную ошибку".

В свою очередь, заместитель председателя Верховного суда РФ – председатель Дисциплинарной коллегии Сергей Рудаков напомнил, что "конституционно-правовой статус судей определяет предъявление к ним особых требований, которые установлены ст. 3 закона "О статусе судей в РФ" и Кодексом судейской этики, утвержденным VIII Всероссийским съездом судей от 19 декабря 2012 года". В последней редакции закона о статусе судей был введен новый вид дисциплинарной ответственности – замечание, а также предусмотрено, что применение к судье такого вида дисциплинарного взыскания, как досрочное прекращение полномочий, допускается в исключительных случаях.

Также, напомнил Рудаков, на законодательном уровне запрещено привлечение судьи к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения. Он подчеркнул, что "правовые нормы в области дисциплинарной ответственности судей призваны регулировать баланс публичных и частных интересов".

Замглавы Верховного суда назвал важным соблюдение такого баланса, "в противном случае судьи, на чьи действия или бездействие подана жалоба, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности незаконно и необоснованно, что может негативно влиять на их самостоятельность, независимость и в конечном итоге на качество выполнения ими функции по осуществлению правосудия".

Данная реформа относится и к военным судьям в том числе. Главной целью этого преобразования является, во-первых, снижение уровня судейских ошибок. Теперь судьи военных судов будут предупреждены о возможной ответственности за совершение ошибок, а значит, возможное получение дисциплинарного взыскания или досрочного прекращения полномочий заставит судей более внимательно относиться к вынесению своих решений, к более тщательному и всестороннему анализу рассматриваемого дела. Во-вторых, безусловно, разграничение позволит исключить чрезмерное наказание судей за совершенные ими проступки. Принятие такого закона станет важным шагом на пути совершенствования института дисциплинарной ответственности судей и позволит определить случаи, когда нарушения правовых норм при рассмотрении конкретных дел следует квалифицировать как проступок или же как допустимую судебную ошибку. Теперь уволить проштрафившегося судью можно только в исключительных случаях. Причем подтвердить наличие исключительных обстоятельств должна квалификационная коллегия, принимающая решение о досрочном прекращении полномочий судьи. Иными словами, такое тяжелое решение надо серьезно обосновать.

Это преобразование поможет военным судьям ещё в одном вопросе. Исходя из специфики военных судов, а именно в подсудности им ограниченного количества дел, можно выделить тот факт, что в основе многих судебных ошибок лежит недостаток практики по некоторым из них. В таком случае не всегда можно ошибку назвать ошибкой, ведь по некоторым вопросам однозначного толкования у юристов может не быть.

А это значит, что судьи должны не бояться высказывать свое мнение и решать так, как подсказывают ему совесть и опыт. Поэтому проект, который сейчас готовится, станет еще одной мерой защиты судей.

Реформа процедуры назначения на должность судьи

Данное преобразование подготовили семь теоретиков в рамках программы стратегического развития России на 2018–2024 гды. Реформа направлена на улучшение качества судейских кадров, укрепление независимости судей и снижение нагрузки и рационализацию судебного процесса. В их числе: Вадим Волков (координатор), доктор социологических наук, научный руководитель ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге, член рабочей группы при Экономическом совете при Президенте РФ. Игорь Цветков, доктор юридических наук, проф. Кафедры коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Кирилл Титаев, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Тимур Бочаров, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Лидия Воскобитова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Анна Смола, кандидат юридических наук, советник АБ «Бартолиус». Арина Дмитриева, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Для решения вопроса улучшения судейских кадров предлагается создать единый федеральный центр подготовки судей. Действовать он должен независимо от ведомств и специализироваться исключительно на профподготовке претендентов на должность судьи. Предполагается, что учредителем может выступать Правительство.

«Необходимо обеспечить и высокую степень автономии Центра от любой власти, включая судебную, поскольку слишком тесный контроль со стороны судебной власти будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», – подчеркивает ЦСР.

Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.

Для поступающих введут строгие критерии отбора: в Центре будут обучать только толкованию права, а не его содержательным аспектам. Высокого уровня предлагается сделать вступительные экзамены, а перед зачислением в Центр кандидаты должны получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, также они пройдут проверку биографий.

Преподавать в Центре будут действующие и бывшие судьи разных уровней, а также профессоры права, одновременно являющиеся практикующими адвокатами, а также специалисты в области этики, психологии, риторики, социологии и экономики.

Радикально предлагается изменить статус секретаря судебного заседания. Во-первых, работа на этом месте не будет давать юридического стажа, а во-вторых, для нее не потребуется юридического образования.

Повлияет ли это преобразование на развитие военных судов – остается вопросом. Новая система не подразумевает специальную подготовку кадров для военных судов, которая требует изучения специальных дисциплин, напрямую связанных с порядком прохождения воинской службы. Однако, если все-таки такая система будет направлена на подготовку судей для военных судов в том числе, то самым главным итогом данного преобразования станет повышения профессионализма и качества среди судейских кадров.

Новая система подготовки обязана поспособствовать более качественному подбору кандидатов, которые будут полностью соответствовать критериям судьи. Качество и уровень кадров будет лишь расти, а вместе с ним будет улучшаться и качество судопроизводства. Данное преобразование, направлено на решение коренных проблем судебной системы.

Заключение

Судебная реформа 2018 года – масштабное, основательное преобразование, пронизывающее всю судебную систему вдоль и поперёк. Реализация всех заявленных изменений ляжет в основу построения более совершенной, более продвинутой и более развитой судебной системы. Во главу угла ставятся теперь не только защищаемые судом интересы государства, но и репутация судов в обществе, уважение судов народом, их справедливость, их принципиальность.

Военные суды, в свою очередь, станут более доступными из-за внедрения новых технологий, более организованными из-за реформы структуры. Военные судьи станут более квалифицированными и образованными из-за реформы системы подготовки и более защищенными из-за разграничения ошибок и проступков. Все эти улучшения в комплексе дадут заметный результат и выведут военные суды на качественно новый уровень, позволив тем самым утвердить их независимое положение в вопросе разрешения дел между военнослужащими.

Тем не менее, реформа, безусловно, порождает новые вопросы. Какова будет практическая реализация задуманных преобразований? Способна ли существующая система перестроиться на новую с учетом имеющихся ресурсов? И если нет, то сколько ресурсов понадобиться ещё и так далее. Однако все эти вопросы в большинстве своем носят организационно-технический характер. Вопросов о назначении судов, о осуществлении их функций и сущности принципов становится все меньше и меньше, а значит, что каждое новое преобразование – это шаг вперед на пути к совершенному и идеальному суду, к которому стремится любое общество и государство.

3 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Статья интересная! Постоянно что-то реформируется и совершенствуется, а живём всё равно по понятиям! Балом правят деньги!

раскрыть ветку (0)

На данный момент у нас независивых судов нет)

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Реформа реформой, а судебный беспредел в отношении лидеров оппозиции продолжается, и конца ему не видно. Надеюсь, такие "судьи" за это все-таки ответят.

раскрыть ветку (0)

УРА! Верховный суд наконец-то объяснил банкам, что СМС — это не подпись, а просто СМС!

Сколько лет люди страдали от одной и той же истории: тебе звонят, что-то предлагают, приходит СМС, ты вводишь код, а через пару минут выясняется — ты счастливый обладатель кредита, о котором даже не знал.

Банк почувствовал себя королём положения? Верховный Суд РФ поставил его на место! 👇

История знакома многим: банк заманил клиента выгодной кредиткой, а потом — бац! — в одностороннем порядке ввёл новые комиссии. Теперь за каждое снятие наличных — 900 ₽ + 5.9% от суммы. И это при том,...

Льготы и освобождения от судебной пошлины, истребования документов при камералке в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Верховный Суд освежил свои разъяснения по правам и обязанностям военнослужащих, которые изложены в Постановлении № 8. Затронуты там и льготы,...