Должностная инструкция: знать нельзя игнорировать!

В России отношение к должностным инструкциям традиционно весьма несерьёзное как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Поэтому редко можно увидеть инструкцию на сотрудника, не страдающую хотя бы одним из двух главных пороков, присущих подобным документам: формальностью и чрезмерной детализацией.
Со стороны работодателя подобное отношение объясняется тем, что он априори заинтересован в таких вещах, как взаимозаменяемость работников, возможность привлекать всех без исключения для разгребания авралов, а также желанием использовать возможность вольного перераспределения нагрузки между работниками исходя из своих личных предпочтений, не исключая и личное неприязненное отношение к тому или иному подчинённому.
Самые "продвинутые" молодые руководители нередко в качестве аргумента используют и такой пример, как "итальянская забастовка", который якобы доказывает категорическую вредность детализации должностных обязанностей для каждого сотрудника.
Работники же, за редкими исключениями, пробегают взглядом текст должностной инструкции по диагонали, не вникая в детали, да и то обычно один раз – при приёме на работу, поскольку для россиянина то, что на бумаге, никогда не равно тому, что будет на самом деле.
В принципе, юристу с таким положением дел можно скрепя сердце согласиться, ибо переубеждать руководителя, а равно и кадровика отнестись вдумчиво к разработке должностных инструкций – дело неблагодарное, а работника к внимательному её прочтению до подписания – ещё и бессмысленное, поскольку наконец-то устроившийся на работу гражданин менее всего расположен к подобному буквоедству.
А зря.
К вам пришла проверка
Как говорится, лёгкое отношение к жизни нередко её осложняет.
Поэтому неудивительно, что как только в организацию приходит с проверкой очередной представитель органов контроля (надзора), либо сотрудник правоохранительных органов, проводящий проверку в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, первое, что его (их) будет интересовать – это распределение обязанностей между сотрудниками.
Зачем?
Затем, чтобы определить, кто именно из работников будет на первом этапе проверки давать объяснения, а на заключительном – привлечён к предусмотренной законом ответственности за допущенные нарушения, выразившиеся в форме действия либо бездействия.
И вот тут для работника наступает момент истины, ибо он внезапно узнаёт, что на него, оказывается, возложены обязанности, о существовании которых он не подозревал либо успешно забыл, посчитав их обычной формальностью.
Один из ярких примеров такого рода – привлечение к уголовной ответственности заместителя генерального директора одного из крупнейших российских нефтеперерабатывающих заводов, который не знал, что несёт ответственность за обеспечение безопасности работников предприятия и не принял никаких мер, в результате чего один человек погиб, а 67 получили отравление средней степени тяжести.
Так что это ещё везение, если всё закончится незначительным административным штрафом в пределах 1000 руб. – например, по части 1 статьи 6.3. КоАП за допущенные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но такой размер штрафных санкций для должностных лиц встречается не так уж и часто, и попасть, скажем, на штраф в 10 000 руб. работник может буквально на ровном месте.
Чего, естественно, никто не желает, и уж тем более получения такого пятна в биографии, как судимость.
Профилактика проблем
Местный автор не станет загружать читателя перечнем прав работника и обязанностями работодателя, цитируя ТК, законы и подзаконные акты: применительно к обсуждаемой теме это не имеет смысла, поскольку работающего механизма воздействия на работодателя в плане изменения объема должностных обязанностей до сих пор нет.
Взамен он даст исключительно рекомендации, которые уже неоднократно оправдали себя на практике и будут полезны любому работнику.
1. Иметь на рабочем месте копию должностной инструкции.
Выделите самые важные пункты, а также те, смысла которых не понимаете: по таким надо будет получить разъяснения от кадровика либо от руководителя. И не стесняйтесь периодически в неё заглядывать, освежая в памяти самое важное из неё.
2. Запомнить, что входит в обязанности, а что – нет.
Стандартная практика выполнения "отдельных поручений" руководителя в ущерб своим прямым обязанностям всегда чревата упущениями в работе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Помните: спрос с работника начинается с того, что он обязан был сделать согласно своим должностным обязанностям, а принцип "пионер, ты в ответе за всё!" надо оставить в пионерском прошлом.
3. Вовремя разработать документы.
Офисным работникам часто поручают обязанности, для исполнения которых необходимо разработать и утвердить какие-либо формальные документы: планы, графики, порядки, положения и т.д. и т.п. Обычно это откладывается ими "на потом, когда будет время", после чего благополучно забывается.
Хотя разработать, а чаще всего просто найти в Интернете готовый документ, который достаточно просто слегка подправить под конкретную организацию, не представляет собой серьёзной проблемы.
4. Повышать квалификацию.
Есть направления работы, где без регулярного повышения квалификации обойтись весьма сложно – во всяком случае, если работник намерен исполнять свои обязанности качественно. Да, нередко такие курсы стоят недёшево, и руководители не всегда охотно их оплачивают, однако тут ситуация для работника вполне выигрышная: либо повышение квалификации за счёт организации – с добавлением ещё одного хорошего пункта в своё резюме, либо шанс на то, что работодатель передаст определённый участок другому работнику, в том числе на аутсорс.
Кстати, на курсах повышения квалификации устроители часто выдают слушателям готовые образцы документов, что тоже весьма полезно, если вы не горите желанием разрабатывать их с нуля.
5. Устроившись на работу, искать новое рабочее место.
Забудьте слово "летун" и схожие с ним: сейчас такое понятие, как "преданность родному предприятию" (учреждению и пр.) неактуально и воспринимается как невостребованность работника.
Так что размещение резюме на крупных биржах труда весьма полезно, в том числе для "обрубания хвостов", которые волей-неволей образуются у работников, когда они работают на одном месте более 3 лет.
И ещё: нередко можно видеть работников, которые мнят себя великими знатоками трудового права, в доказательство чего едва ли не цитируют наизусть нормы из Трудового кодекса и разъяснения Минтруда.
Парадоксально, но факт: такие работники обычно совершенно не помнят содержание своей должностной инструкции, благодаря чему в конфликтной и (или) проблемной ситуации становятся лёгкой добычей работодателя и (или) проверяющих.
Уподобляться им не следует: для работника знание своей должностной инструкции зачастую куда важнее знания норм ТК.
Проверено.
А вы помните содержание своей должностной инструкции?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Стоит отметить то, что многие работодатели подписать должностную инструкцию дают, а ознакомить с ней-забывают!
Работник никогда не "подписывает" инструкцию, ее подписывает и утверждает руководитель.
Работник фиксирует подписью факт ознакомления с инструкцией и получения ее экземпляра на руки.
И как Вас нужно "ознакомить" с инструкцией? Вслух ее прочитать? Вы не умеете читать? Или всегда подписываете документы не глядя?
Спокойствие, только спокойствие
Вы о чём вообще? Один экземпляр инструкции должен быть на руках работника!
Сам написал кучу разных инструкций. Т.к. у моих... подчинённых были совершенно разные профили.
В таких корпорациях как Газпром - правильно написанная инструкция (начиная от положения об отделе, службы и до должностной) - это очень удобный инструмент отстаивания своего штата, и даже его расширения...
Я свою службу расширил с 17 до 36 человек, когда в Газпроме сокращения были, притом, большая часть - научные работники...
Пользуйтесь, - обыгрывайте бюрократов их-же методами! Хотя всякой формальной муры в инструкции тоже приходилось вписывать...
Сколько работодателей у меня было, но ни один из них не выдавал на руки должностную инструкцию.
"Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. Другим должностям инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции каждому работнику хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника."
У нас именно так и было. В любом случае, Вы имеете право в любой момент ознакомиться и сделать копию документа, который подписываете...
Должностная инструкция - своего рода договор между работодателем и работником, где прописываются права и обязанности сторон...
Если Вы этим своим правом не пользовались, то это Ваш выбор...
Почему же-пользовалась. Но у не у всех работодателей. У некоторых лучше этого не делать. Будешь доказывать и искать свои права-скоро пойдешь искать новую работу! Проверено.
"А, нет ли у вас инструкции по ремонту нашей конструкции?"
Спасибо за очень интересную статью, Дмитрий Владимирович!
Я не просто помню свою должностную инструкцию, - она у меня, как память, хранится. Когда представители ответчика (их было пятеро!) приволокли в суд НЕ МОЮ должностную инструкцию с, якобы, МОЕЙ подписью, - случился большой конфуз.
Ах, как они были смешны!.. 
Благодарю! Очень интересная публикация.
Нередко можно видеть работников, которые мнят себя великими знатоками трудового права.
Обычно, должностную инструкцию вспоминают тогда, когда наступает "шухер"
и приходит время назначать стрелочника.
Сам я, что-то, когда-то читал, но сейчас меня касается только инструкция к моему ноуту... 