В какой суд следует обращаться за защитой прав потребителей?

Надо быть в курсе
Данный вопрос является актуальным для большинства людей. Мы каждый день что-то покупаем, пользуемся услугами. Продавцы пользуются доверчивостью покупателей, также делают ставку на малую юридическую грамотность, чаще всего неосведомлённость в данных вопросах. Поэтому необходимо чётко знать, как действовать при возникновении конфликтной ситуации.
Чаще всего сторона ответчика идёт на уступки для сохранения "лица компании", но не редкость, когда споры заканчиваются тяжбой судебных разбирательств, иногда даже на несколько лет.
Необходимо быть "юридически подкованным", чтобы сократить такие конфликты к минимуму.
Если же ситуацию не удаётся разрешить на местном уровне, следует обращение в суд, но для этого необходимо знать, в какой именно.
Важно знать, что такие дела подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
По общему правилу согласно ст. 17 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей», применяется правило альтернативной подсудности, т.е. иски по защите своих прав могут быть предъявлены в суд по выбору истца:
- по месту нахождения организации, если ответчиком является ИП, то по месту его жительства;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Также если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (статья 797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза на водном транспорте (пункты 1 и 2 статьи 161 КВВТ РФ), предъявляемые в суд согласно части 3 статьи 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Далее следует выбор, в суд какого уровня следует обращаться: мировой, районный или областной. Так, дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей 100 000 рублей, рассматриваются мировым судьей (ст. 23 ГПК РФ).
Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (ст. 23, 24 ГПК РФ).
Но следует учитывать, что для определённой категории дел о защите прав потребителей предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования споров.
1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи").
2. В связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза на объект внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 КВВТ РФ.
Для граждан есть возможность защищать свои права лично или через определённые организации или структуры. Так, важной особенностью защиты споров по защите неопределённого круга лиц является то, что прокурор, уполномоченный орган, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей могут заявлять требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона). Такие споры рассматривается с соблюдением общих правил подсудности – по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ).
В защиту определённого круга лиц этими же уполномоченными лицами могут заявляться требования только при наличии их соответствующей просьбы выраженной в жалобе, поданной в письменной форме.
Кто должен нести бремя доказывания
1. Обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, причинение вреда, лежат на продавце, исполнителе (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
2. В случае, если имеет место продажа товара или выполнение услуги ненадлежащего качества, то бремя доказывания зависит от гарантии на товар или услугу, а также время обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
При предъявлении требований потребитель вправе:
1) доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте;
2) подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара, если при продаже оно не было оговорено продавцом;
3) подтвердить факт обращения в магазин с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В заключение хотелось бы отметить, что конфликтные ситуации между потребителем и продавцом возникают каждый день, необходимо чётко знать свои права и быть готовым их защищать.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Главное, чтоб суды принимали исковые заявления. Я в июле отправил в суд общей юрисдикции одного из районов г. Москвы исковое заявление на физлицо заказным письмом, и копию отправил ответчику. Письма пролежали на почте и вернулись обратно, так как истек срок хранения. Это при условии, что я уведомил по e-mail и устно секретаря суда об отправке почты. Я не стал заморачиваться. Сумма иска небольшая, всего 7 тысяч. Просто хотел наказать негодяя, но работники суда не соизволили прийти за письмом в почтовое отделение.