Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир
Учителя — это главная опора для будущего всей страны. Сегодня мы хотим выразить вам свою благодарность за ваши ежедневные подвиги, опыт и благородство!
С Днем учителя! Спасибо вам за самую важную работу и нелегкий труд!
Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования? Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.
В честь Дня учителя давайте вспомним о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1824 – 22 декабря 1870) "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934) "Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности...".
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко (1 марта 1888 – 1 апреля 1939) "В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры".
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970) "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930 – 18 октября 1996) "Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел".
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
Богатейший материал советской педагогической школы, которой горжусь. Счастлив, что учился в советское время, в советской школе и со светлыми учителями, верившими в нас, как достойных строителей будущей России. Но...Преемственность педагогической школы, морально-нравственные ценности стали разрушаться. Вмешалась коммерция, зарегламентировалась школьная жизнь, появился нешкольного свойства административный диктат учителя, директора и выше. Ребенок оказался в тисках жесткого обращения со стороны взрослых, психологически зажатой личностью. Добра стала меньше, как и любви со стороны окружения. Ребенок ушел в...гаджеты, а не к ЧЕЛОВЕКУ. Пора его возвращать к нам, в наши объятия. Поможем ему!
Да, а учителя совершенно перестали обращать внимание на детей. Все думают только о деньгах, о зарплате, а на детей плевать. И еще. Я репетиторствую в начальных и средних классах. Я заметила, какие стали учебники. Хоть какую программу возьми. В учебниках нет правил. Вспомните наши советские учебники по русскому языку. Правила были выделены в рамочку. Пока делаешь домашнее задание, сто раз глянешь в это правило. И учить не надо. Само собой запоминается. Точно также словарные слова. Помните? Они были тоже на глазах справа и слева страницы в рамочках. Не понимаю, как можно говорить детям на уроках правила без наглядности. У детей очень хорошо развита зрительная память. А наглядности в учебниках и на уроках не стало. А без правил в русском языке никуда! Их надо знать обязательно, да еще уметь применять. Короче говоря, ни нормального воспитания, ни нормального обучения дети наши не получают на уроках в школе. Поэтому такая безграмотность и незнание элементарных вещей. Гаджеты заменили и правописание, и чтение книг. Откуда, скажите, возьмется у подрастающего поколения духовность, моральные и нравственные ценности? Даже страшно становится, какое поколение вырастет из наших детей.
Спасибо за трезвый учительски здоровый взгляд на ве щи. НЕ ПОДСТРАИВАЙТЕСЬ ПОД ЭТОТ ГУБМТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РЕЖИМ. Будьте примером чистой морали, честности и примерного служения своей благородной профессии. С днем Учителя!
Спасибо за ответ и за поздравление с Днем учителя!

Да, были педагоги и медики от Бога! Сейчас уверена уже нет и не будет никогда. Другие приоритеты и комерческая составляющая, все...
И есть, и всегда будут!
"...комерческая составляющая...", извините, но это не про наш учительский контингент.
В современной России, если учителя, по разным причинам, сломали обстоятельства - он уйдёт из профессии, но не скурвится...
Отдельно подчеркну, что репетиторов, я ни коим образом не ставлю в один ряд с учителями. Это ремесленники-предметники и здесь, действительно, чистая коммерция.
Востребованы и те, и эти, но это другая тема.
Всех учителей, и бывших, и настоящих - поздравляю с прошедшим...
Во! Как Вы нас! Ремесленники-предметники! Чистая коммерция! Начали так здорово об учителях, и вдруг такой вывод! А ничего, что рептиторы - это те же учителя, которые ушли из школы и "не скурвились"? Что по какой-то причине учитель не может работать с целым классом? А с одним учеником может. И с репетитора никто не требует бесчисленное количество планов, причем каждый завуч требует свой план. Общий план по предмету на год, поурочные планы, чтобы тема совпадала с датой проведения этого урока, каждый план надо расписать, если ты пришел на урок без плана - тюрьма. Завуч по воспитательной работе требует свой план на год или на полугодие. А этот план сами учителя не понимают, там такие заумные слова, что это и для чего это, непонятно. А величиной такой план на полугодие со школьную тетрадку на 18 листов. Психолог требует свой план по психологии в сфере воспитания учащихся. Вы в курсе, что учителя сейчас только этим и занимаются, что пишут планы? Поэтому на класс, классные внеурочные мероприятия, на родителей, с которыми тоже приходится работать, времени просто не остается. А ведь есть еще собственная семья, дети. Хорошо, что в некоторых школах разделили классное руководство и обучение предмету. Учителей-предметников вроде как воспитательная часть не касается, по крайней мере их освободили от написания этих планов по воспитательной работе с учащимися, с родителями и т.д.Но каждый урок - это все равно воспитание, на каждом уроке всегда возникают воспитательные моменты. А в некотоорых школах учитель все должен успевать, там нет разделения на классное руководство и обучение по предмету. Некоторые не выдерживают. Уходят из школы. Потому что школа - это ад без преувеличения для учителя-предметника. А репетиторство? Такое же обучение и воспитание. Такие иногда ученики попадаются! Все нервы вытянут. Поэтому не надо оскорблять репетиторов и называть их ремесленниками. Также готовишься к каждому уроку, но к каждому ученику подход индивидуальный. За что репетиторы и берут деньги. А Вы думаете, это много? Ни один уважающий себя учитель-репетитор не будет набирать целый класс учеников. Он это уже прошел. 2-3 нормальных ученика 2 раза в неделю. Я беру 300 руб/час. Вот и посчитайте. У меня всего 2 ученика, но какие! Неадекватные дети, которые не могут учиться в классе. С головой не все в порядке. 600 р.в неделю. В месяце 4 недели. 600 умножаем на 4. 2400 в месяц. Коммерция офигенная! Была у меня одна ученица из 4 класса. Вообще ничего не знает по русскому. Ни одного правила, да еще туго соображает. И с головой у нее явно не так. А мать требует свое: давайте заниматься каждый день, а то она контрольные не сдаст. . Платила она мне 250 р за час. Занимались через скайп. Девочка из Москвы. А в Москве, естественно, какие цены? 1500 р/час. Вот меня маманя, лохушку, и нашла. Пока не было других учеников, пока с этой девочкой я как следует не познакомилась, я согласилась. 250 х 6= 1500 р. в неделю. 1500 х 4=6000 р/мес. Это много? Это курам на смех. Я поработала с этой ученицей неделю целую. У меня нервный срыв был. А я еще хотела учеников набрать, чтобы увеличить свой заработок. Вот Вам и ремесленники! Вот Вам и коммерция! А другого дохода уменя нет. Я с этой-то ученицей ничего не успевала делать по дому. После уроков с ней хотелось плакать от нервного напряжения и от того, что нет отдачи. Я не видела результатов своего труда. Вроде все понимает, а на следующий день ничего не помнит.
Милая Ирэн, какая же Вы ранимая! Прямо слова не скажи.
Для меня ремесленник - высочайшего полёта мастер, а в случае коммерческого репетиторства - неоспоримое противоконкурентное преимущество. А по-Вашему, ремесленник это портной или сапожник?
О себе я промолчу, а вот моя младшая дочь (учитель английского в нач. школе) не выдержала работы в гимназии (по-нашему спецшкола), причин ворох, и через 14 лет работы на одном месте (в своей школе, кстати, где сама училась) уволилась. Сейчас репетитор. Но (!) мастер-ремесленник, к ней "очередь по рекомендации" родительниц бывших гимназистов...
Такие вот дела, уважаемая Ирэн, инженеров - море, а ремесленники - штучный товар.
Выкрутились! А при чем тогда тут слово "коммерция"? Вы же сказали, что в один ряд не можете поставить репетиторов и учителей. А теперь запели по-другому. Не спорю. Есть такие репетиторы, которые только деньги дерут, а помочь уч-ся ничем не могут. Не их эта работа, не их призвание. Но это какие-то мошенники, которые, может, в школе и не работали вовсе.
Вы знаете, Ирэн, я когда учился в ленинском педе, на химфаке, к нашей группе была прикреплена преподаватель по методике преподавания химии. Котлярова Ольга Сергеевна, года рождения - 189... какого-то, рабочий (учительский) стаж её отсчитывался с января 905-го года. После подавления восстания рабочих 9-го января, её папа посетовал: "...всё от безграмотности нашего брата..." и, после этого, она среди рабочих открыла кружок "ликбеза". Ей тогда самой-то лет 11-12 было, потом всю жизнь сама училась; но суть не в этом. На практике, когда мы вели уроки в школе, она, с высоты (!) своего 65-летнего учительского стажа, говаривала: "...учитель в школе должен стать другом для учеников, обязан быть сначала воспитателем, готовящим гражданина своей страны, а уж потом предметником, химиком, физиком и пр. Если кому-то, что-то надо будет узнать - учебники и справочники, никто не отменял..."
Вы, Ирэн, можете намекнуть, что я опять начну "выкручиваться"! Но, я был и остаюсь сторонником педагогики А.С.Макаренко и моей Ольги Сергеевны, а на этой ОСНОВЕ о какой коммерции может идти речь?
Теперь разрешите вернуться к Вами сказанному (цитата): "А репетиторство? Такое же обучение и воспитание."
Ой-ли?
Вас, Ирэн, учили, наверное, как и меня, поэтому у Вас и "срыв" случился. Репетитор не воспитатель, да ещё по скайпу. "Продвинутые", да в "законах разбирающиеся" детишки, да за мамины денежки - просто "забавы ради" будут из себя "кобениться", да ещё потом маме жаловаться, что тётя плохо предмет знает...
Вы, как репетитор, возможно, взяли на себя не свойственную для репетиторов функцию - воспитание, поэтому и не состоялись как "коммерсант".
Для Вас эта струна достаточно чувствительна, Вы склонны сохранить свою "учительскую человечность", невзирая на финансовые потери. НО! Вы же не можете не учитывать, что капитализм уже настолько проник обществу внутрь, что червоточит уже с ясель. Какая-то мамочка не может в социальные ясли дитя пристроить, а кто-то коммерческие ясли открывает... А как Вы думаете, с каким начальным воспитанием, из того и другого детского садика (яслей), детки придут в школу?
Угораздило же этой Марине из Нижнего Новгорода привести "приоритеты и коммерческую составляющую" как качество, отрицающее наличие порядочных учителей в наших школах..., столько времени у Вас отняла... Честное слово, у меня и в мыслях не было идти у неё на поводу. Просто почувствовал, что кому-то хочется опять учителей "испачкать", а мне это претит.
Конечно, в первую очередь мы сами себя должны ЦЕНИТЬ, а всё остальное должно приложится...
...может быть в будущем.
Спасибо за предоставленную паузу, Ирэн.
С учётом Вашей публикации о попытках обращения к Творцу и собственной молитве невоцерквлённого человека, а также, учитывая наши предыдущие диалоги, у меня сложился Ваш личностный портрет.
Комментировать не буду, а вот прощения попрошу, за то, что в своих репликах мог принизить, значимую для Вас цель - самоутверждение (!)...
...через личную точку зрения и собственное мнение..., наверное, на подобном портале, это может получиться...
Успехов...