Анатолий
АнатолийПодписчиков: 1187
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг369.6к

О чем молчат врачи, студенты и преподаватели

142 просмотрa
44 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 3,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Дистанционные методы изучения медицины, врачевания и подготовки врачей – суррогат, соответствующий принципу «числом поболее, ценою подешевле».

При некоторых обстоятельствах необходимо временное введение определенных ограничений и изменений отдельных видов деятельности и образа жизни. Отдельные из таких суррогатов остаются и используются после исчезновения породивших их причин и обстоятельств.

Сейчас, когда все, особенно высокие властные и административные органы, заняты борьбой с эпидемией, нельзя забывать и о некоторых других проблемах, которые могут казаться второстепенными, но по своей сути весьма существенны. Речь про далеко не новые проблемы образования и подготовки специалистов, естественно, обострившиеся в связи с эпидемией. Некоторые из нововведений грозят сохраниться и использоваться в будущем, несмотря на их недостатки, с которыми приходится смиряться в особых эпидемических условиях. В первую очередь, следует иметь в виду высокую вероятность широкого использования так называемого «дистанционного обучения» в медицинских вузах для подготовки врачей. Дистанционно от опытного преподавателя, общаясь только с экраном компьютера, можно познавать новое, необходимое для самоусовершенствования. Но нельзя начинать изучение ранее тебе неизвестного и без обратной связи. Что же касается подготовки врачей, тем более что многим предстоит самостоятельная работа по окончании вуза, то дистанционно без непосредственного рабочего общения с достаточно опытным наставником нельзя научиться часто важнейшему наиболее рациональному использованию и применению своих знаний в каждом конкретном случае и ситуации. Иными словами, можно обрести знания, но нельзя научиться тому, что называют искусством врачевания, то есть не только назначению необходимых диагностических исследований и лечения, а и умению принести пациентам реально возможную пользу и облегчение. К сожалению, эти навыки некоторым врачам не удается приобрести или они их постепенно утрачивают, ориентируясь в основном на незаменимые современные возможности и методы лечения, действуя подобно роботу по заложенным в него программах.

Кстати, дистанционно нельзя научиться любому искусству. Из чисто дидактичских соображений позволю себе повторить, что дистанционно, т. е. заочно по интернету или только по книгам можно познать и усвоить очень многое, но нельзя научиться умению применять это с максимально возможной эффективностью и пользой в медицине, особенно во врачевании и не стандартных случаях, и индивидуальных особенностях пациентов. Известно, что во многих случаях именно это и определяет успех действий врача. Оно во многом сродни искусству, и учиться ему нужно только непосредственно у наставников еще до начала самостоятельной работы. В противном случае начинающий врач будет самоучкой или подражать не лучшим примерам, которых в избытке.

Несмотря на внушительный прогресс современной медицины, в России, по словам такого авторитетного врача и общественного деятеля, как профессор Л. Рошаль, сказанным еще до начала эпидемии, здравоохранение «умирает стоя». Говоря без лишних эмоций, то оно серьезно недомогает и требует интенсивного лечения. Через семьдесят пять лет после ВОВ в крупнейшей и цивилизованной стране оказался весьма опасный дефицит врачей, в некоторых регионах сорок и более процентов. Министр здравоохранения сообщает, что 70 тысяч человек в год умирает по прямой или косвенной вине врачей. Общеизвестно, что весьма значительная часть населения не удовлетворена организацией медпомощи и работы медиков. Возросло число судебных исков и претензий к врачам и медицинским учреждениям. Соответственно особенностям этих проблем и по другим причинам количественная их оценка частота может вызвать сомнения, но само их наличие весьма серьезно говорит о неблагополучии в данной сфере. Поэтому внимание и действия по реформированию необходимы. Естественно, они в первую очередь касаются организации всех звеньев системы, материального обеспечения и финансирования, чему и уделяется главное внимание руководством отрасли и на местах. Есть основания отметить, что при этом недостаточно внимания и реальных действий уделяется высшему и среднему медицинскому образованию и усовершенствованию врачей. Кроме того, некоторые новшества и явления в системе высшего медицинского образования в России вызывают сомнения в их полезности в реальных современных условиях. Так, в плане ликвидации дефицита врачей Минздрав намерен через два года увеличить число врачей на 25 тысяч.

Личный практический опыт и современные требования к высшему специальному образованию, тем более и подготовке врачей, вызывают, по меньшей мере, сомнение. А готовить и выпускать дипломированных заурядных врачей в мирное время недопустимо, так как это еще больше ухудшит ситуацию. Согласно требованиям Хартии Европейской Ассоциации высшего образования 1999 года, высшие учебные заведения и университеты должны удовлетворять ряду условий для качественной подготовки специалистов высокой квалификации. Среди первых - необходимая инфраструктура вуза и самого учебного процесса, нормативно достаточно помещений и оборудования, учебных аудиторий и баз практики, оптимальное количество преподавателей соответственно количеству обучающихся и многие другие, включая достаточно высокую требовательность при контроле знаний и аттестации. Подавляющего большинства этих условий в числе российских медицинских вузов нет. Создавать их необходимо, хотя это требует времени, усилий и средств. В противном случае повышать и даже сохранять имеющийся сейчас уровень высшего медицинского образования невозможно, также как и решить многие нынешние и будущие проблемы охраны здоровья населения и медицины вообще. Тем не менее, этому уже давно уделяется мало внимания и средств. Вместо модернизации фундаментальных условий, пытаются латать дыры старого одеяла – увеличивать наборы студентов и всеми средствами препятствовать даже естественному отсеву, снижением текущего контроля за выполнением учебных заданий и уровня требовательности при оценке знаний и навыков, а также вводить дистанционное обучение даже там и тому, где это, по меньшей мере, не полезно и не необходимо для улучшения подготовки врачей.

В плане ликвидации дефицита врачей и по другим соображениям существенно увеличивают набор студентов, по конкурсу соответственно бюджету, так и других, конкурса не выдержавших, но контрактников за свои кровные. Увеличение контингента иногда значительное, с намерениями это продолжать, вне зависимости от отсутствия необходимых условий, в первую очередь учебных площадей, и помещений, нередко и клинических баз, и достаточно подготовленных преподавателей. Это приводит к увеличению числа студентов в учебных группах вдвое даже на старших курсах, где занятия должны проводиться и в палатах, часто перегруженных койками стационара. Иногда даже клинические занятия проводятся в два потока, даже во второй половине дня, что нарушает больничный режим, вызывает недовольство многих. Все это, по меньшей мере, не способствует качеству подготовки специалистов, тем более для самостоятельной работы вскоре по окончании вуза.

Нельзя не упомянуть и о следующем. Уже давно не престижные преподавание и даже научная работа в медицинских вузах стали еще менее престижными и материально привлекательными. Молодежь стали привлекать другие профессии и виды деятельности. И неудивительно, если даже профессор, заведующий кафедрой медицинского вуза получает меньше, чем некоторые медсестры в больнице Израиля. Комплектовать кафедры новыми специалистами становится труднее, особенно наиболее пригодными для этой работы. Конкурсный принцип комплектования кафедр преподавателями потерял свое значение, так как желающих конкурировать не хватает и появилась тенденция к уходу даже опытных и немолодых специалистов из вузов. При всем этом определенно уменьшилось внимание и контроль руководителей за методикой преподавания. Все это отрицательно отражается на качестве преподавания. Об этом говорят и сами студенты. В то же время методология, форма и условия учебы и квалификации являются существенными для профессионального воспитания. Они во многом и определяют уровень здравоохранению и его оценку населением. К сожалению, обо всем этом молчат сами врачи и преподаватели.Подробнее ➤

1 комментарий
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Шевчук Ярослав Александрович
Подписчиков 567
10.05.2024, 16:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
"Надежда на умение и мастерство: история строительной бригады, готовой идти ...
Подробнее
Неинтересно
00:23
Поделитесь этим видео
0
9
Смирнова Елена Михайловна
Подписчиков 8726
вчера, 09:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
10.05.2023 года финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5225
вчера, 12:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12М
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
-1
51
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5225
вчера, 12:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12М
Подробнее
Неинтересно
00:16
Поделитесь этим видео
-2
41
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6430
вчера, 21:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Друзья, хочу немного рассказать о поистине великой и легендарной женщине старой ...
Подробнее
Неинтересно
0
25
Руслан
Подписчиков 9135
вчера, 23:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.8М
Мой взгляд будет состоять из нескольких глав, каждая из которых посвящена определённой теме.
Подробнее
Неинтересно
0
22
Инга
Подписчиков 8296
вчера, 17:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.8М
Он тут...Выходя в 5-ку, сразу решила: если повезёт, сделаю тёплый салат по рецепту, который ...
Подробнее
Неинтересно
0
27
Андрей
Подписчиков 3550
вчера, 19:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
На этой неделе завершился традиционный песенный конкурс "Евровидения", который ...
Подробнее
Неинтересно
0
17