История прокуратуры России
Прокуратура до 1917 года
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".
Прокуратура после революции

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- ·непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- ·поддержание обвинения на суде;
наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами
путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Прокуратура в наше время
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Связь времен продолжается.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

12.01.2021 г. Наши потомки будут с удивлением изучать ФЕНОМЕН Путина В.В., а именно: как посредством манипулирования законами и динамической частью Конституции Российской Федерации конституционную республику, - РФ, - сей гражданин преобразовал фактически в МОНАРХИЮ. Как правовое республиканское поле современного государства,-РФ, - преобразовал в правовое поле 16 – 17 века (доПетровской эпохи).
Статья 1 Конституции Российской Федерации.
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес-публиканской формой правления.
Так в 21 статье «Закона о прокуратуре РФ» излагаются задачи и обязанности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства РФ с точки зрения права, в том числе и Конституционного, всеми ветвями исполнительной, законодательной власти и многочисленными фирмами и фирмочками. Это изложено в ч.1 этой статьи. Во второй же части этой статьи все эти задачи и обязанности ОБНУЛЯЮТСЯ под предлогом того, что имеются у всех этих структур и фирмочек вышестоящие органы, которые сами в состоянии вести такой контроль, а вмешательство прокуратуры в законность тех или иных действий обжалуемых нарушителей законности – это, по мнению ЭАКОНОДАТЕЛЯ, необоснованное вмешательство в их экономическую и финансовую политику. А если уж сильно «приспичило», а «деваться некуда», то – «РАСЛАБЬСЯ И НАСЛАЖДАЙСЯ», либо обращайся в СУД, который «САМЫЙ ГУМАННЫЙ В МИРЕ».
Статья 21, («Закона о прокуратуре РФ»). Предмет надзора
1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодатель-ными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного кон-троля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании по-ступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опроверг-нуть без проведения указанной проверки.
Федеральные же судьи назначаются и утверждаются в должности лично Президентом и даже Председатели судов всех уровней, являющиеся по смыслу «НАЧАЛЬНИКАМИ» над федеральными судьями, не вольны его наказать или уволить, поскольку и сами назначены и утверждены им же. Следовательно, все Федеральные судьи исполняют волю своего непосредственного работодателя - Президента.
Статья 128*
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Прези-дентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Всякое обращение, жалоба, поданные в ЭТУ КОНТОРУ (по-другому ее в данной сложившейся ситуации назвать нельзя), возвращаются со ссылкой на п.2 статьи 21 «Закона о прокуратуре РФ» и направляются, по преимуществу, в ту организацию, на действия которой приходит жалоба или заявление. Видимо по той причине, что прокуратура не в состоянии уследить и отследить какую - то подчиненность обсуждаемых структур и предполагает определить эту вышестоящую организацию в структуре самостоятельно и добровольно. Более того, некоторые структуры, например, МВД и параллельные структуры самой прокуратуры зачастую (практически – без исключений) не считают нужным даже давать какие-либо ответы заявителям по фактам переадресованных жалоб и заявлений. Т.е., параллельные структуры власти в РФ даже не считают переадресованные им претензии прокуратуры (и адресантов) по вопросам законности обязательными для исполнения, а признают их никчемными. Спрашивается, зачем содержать штат прокурорских работников и тратить на их содержание существенные бюджетные средства? Лишь затем только, чтобы соблюсти букву КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА, а именно Статьи 129, (или затем только, чтобы не упрекнуть ГАРАНТА в нарушении заложенных конституционных норм?):
Статья 129*
1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осу-ществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокуро-рам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вкла-ды), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пре-делами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Фе-дерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных про-куратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокуро-ром Российской Федерации.
Практически, все силовые полномочия прокуратуры, делегированные ей Конституцией РФ и, ИЗНАЧАЛЬНО, ПЕТРОМ ПЕРВЫМ - от нее отобраны и она, ПО ФАКТУ, превращена в обычную никчемную пересыльную контору, а правовое поле РФ – в правовое поле доПетровской России. Предполагаю, что сэкономленные бюджетные средства могли бы быть использованы более рационально, а «пересыльные» функции многочисленных прокурорских подразделений передать специальному органу (отделу, представительству) по правовым вопросам по связям с общественностью при МЭРИЯХ, ПРЕФЕКТУРАХ и т.д., которые с не меньшим успехом, чем подразделения прокуратуры, в состоянии «вычислить» административную подчиненность тех или иных структур «государственных органов». А высвободившиеся сотрудники этой структуры могли бы с успехом перейти в другие отрасли, повышая финансовый потенциал страны, РФ. Например, разгружая вагоны, или наведением чистоты территории дворниками, снимая это непростое бремя с огромной армии гастарбайтеров. Я коснулся только одной стороны узурпации власти Президентом нашей страны, безнаказанно манипулирующего законами РФ и его Конституцией. Невооруженным правовыми знаниями взглядом видно, что «ПРОДАВЛЕННЫЕ» (другого слова не подобрать) в 2020 году изменения в Конституции РФ посвящены расширению поистине царских прав, полномочий и льгот именно существующему, реальному, конкретному человеку – Президенту РФ Путину В.В., причем – в обход действующей Конституции РФ.
Статья 81 Скорректированной Конституции Российской Федерации.
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Россий-ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федера-ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жи-тельство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него граж-данства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федера-ции, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституцион-ным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федера-цию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, за-прещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Фе-дерации.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3_1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Россий-ской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) за-нимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возмож-ность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допу-стимых указанным положением.
Когда-нибудь студенты юридических вузов, наряду с изучением обя-зательного для юристов, т.н. "Римского права". будут штудировать "Путинское право", изучая "технологию" преобразований республи-канской Конституции Российской Федерации в классическую монар-хию в условиях карманного Конституционного Суда.
С 299 г о д о в щ и н о й П р о к у р а т у р ы В а с!
Анатолий Смирнов.