Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В.Подписчиков: 1145
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг341.3к

Развитие культуры в России

286 просмотров
87 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 6,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Основные тенденции развития культуры в 1990 годы

Развитие российской культуры в 1990-е гг. происходило на фоне сложных процессов, охвативших экономическую, социальную и политическую сферу. В 1992 г. были утверждены "Основы законодательства РФ о культуре". Государство взяло на себя обязанности разработки и осуществления федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создания условий для развития национальных культур РФ, обеспечения доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечения свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создания условий для самореализации талантов, сохранения памятников истории и культуры, ведения статистики культуры, деятельности по преодолению монополии в области культуры.

В 1990-е гг. государство утратило монополию на управление культурой. Усилилась самоорганизации культурных процессов, повысилась автономность учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. Эти позитивные перемены сопровождались нарастающим кризисом культуры, который выражался в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и миграции работников культуры за рубеж. Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности.

Значительно сократились в 1990-е гг. расходы на социально-культурную сферу. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом уменьшились в 2,2 раза. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Система образования в 1992-2012 годы

Кризисное состояние системы образования определялось низким уровнем финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) В 1992 г. был принят "Закон об образовании". Уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. В высшей школе возросло число вузов (до 590 в 2000 г). Большую популярность приобрели такие специальности, как экономист, финансист, менеджер, юрист. Появились негосударственные, преимущественно коммерческие вузы (349 в 2000 г.). Численность студентов в 2000 г. оставила 4 млн человек.

Основными направлениями реформы образования в 1990-х гг. стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства.

Осенью 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. В вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет).

Новый этап в развитии образования и культуры был связан с информационными технологиями, их использованием в учебном процессе. Российская система высшего образования взяла курс на интеграцию в европейское вузовское и университетское сообщество. Однако научная активность российских вузов за единичными исключениями в XXI в. крайне низкая.

Современные проблемы образования включают недостаток мест в МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение), падение престижа педагога, несоответствие профессиональной структуры подготовки молодых специалистов в высшей школе потребностям рынка труда.

В XXI в. возросли государственные расходы на образование. В ноябре 2010 г. на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 – 2015 гг. будет выделено 137 млрд рублей. В рамках этой программы серьезные средства направлены на поддержку одаренных детей, создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах, обновление материально-технической базы федеральных вузов.

Расходы федерального бюджета на систему образования

Модернизация системы образования в России осуществляется с целью перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. в качестве эксперимента введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который проводился вне стен школы. В 2009 г. ЕГЭ был введен повсеместно, вступительные экзамены в вузы отменили.

Основным правовым документом в системе образования России в является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Сегодня в России образование делится на: 1) общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, дополнительное образование детей), 2) профессиональное образование (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура), 3)послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации, второе высшее образование, переподготовка).

С учётом потребностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната. В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование.

Новыми тенденциями в системе образования стали сокращения учительского и преподавательского состава, числа вузов. Осенью 2012 г. Минобразования провело оценку 502 российских госвузов, по итогам которой 136 учебных заведений были признаны неэффективными. 1 января 2011 г. Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах.

Наука в 1992-2012 годы

В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов - до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.

В 1996 г. был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.

В 2002 г. был принят базовый документ, определяющий основные направления развития научно-технологического комплекса страны "Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". В стране в последнее время действует около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 70% этих организаций принадлежат государству.

С начала XXI в. наметился рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. В 2000 г. они составляли 17,4 млрд рублей (0,24 % ВВП России), в 2011 г. — 319 млрд рублей (0,58 % ВВП). Приняты указы об учреждении 500 ежегодных грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей, 100 ежегодных президентских грантов для поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

В 2011 г. определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: 1. безопасность и противодействие терроризму; 2. индустрия наносистем; 3. информационно-телекоммуникационные системы; 4. науки о жизни; 5. перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; 6. рациональное природопользование; 7. транспортные и космические системы; 8. энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

В 2001 г. в России был создан суперкомпьютер (вслед за США и Японией), способный выполнять 1 трлн операций в секунду. Признанием достижений российской науки явилось награждение в 2000 г. Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто-и микроэлектронных компонентов. В 2003 г. Нобелевскую премию по физике получили А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, совместно с Э. Леггетом за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести. В 2010 г. К. С. Новосёлов и А. К. Гейм удостоены Нобелевской премии за изучение графена.

Эту достойную оценку уровня фундаментальной академической науки и качества естественно-научного образования в лучших университетах России омрачает тот факт, что Абрикосов, Новоселов, Гейм давно работают за границей. Предотвратить падение эффективности научных исследований и уровня развития российской науки призвана государственная финансовая поддержка развития данной сферы.

Духовное состояние общества

В 1990-е гг. расширился социокультурный кризис российского общества. Он проявился в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала. Распад СССР и утрата статуса великой державы оказали негативное влияние на сознание людей. Засилье массовой культуры обернулось нравственным кризисом большой части общества. На смену ценностям, связанным с коллективизмом, пришли индивидуалистические ценности. Постепенно размывалось представление о таких ценностях, как труд, социальная справедливость. Деформировалась социальная ориентация людей. Росла привлекательность таких профессий, как банкир, предприниматель, шоумен, что было связано с возможностью быстро и легко заработать деньги. В 1990-е гг. размывались представления о социально допустимых нормах поведения, развивались различные формы преступности – от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Из документа (В. Е. Максимов. Поминки по России):

"Нынешняя российская периодика, радио, телевидение, кино и театр только и заняты тем, что объясняют своей несмышленой аудитории, что ее армия — застенок, школа — рассадник обскурантизма, семья — клоака, церковь — прибежище стукачей и мздоимцев, а вся страна — один большой Чернобыль, который если и исчезнет с лица земли, то лишь окажет этим неоценимую услугу человечеству. Здесь я слышу голоса своих прогрессивных оппонентов: «И совершенно правильно сделает!» Поэтому сразу же им и отвечу: «Согласен, но только если вместе с вами!»

На фоне кризиса в обществе сформировалось несколько субкультур: "высокая" культура творческой интеллигенции, развивающая традицию национальной элитарной культуры; "советская" культура, сохраняющая ценности старшего поколения; западная культура индивидуализма и экономической независимости, охватывающая большую часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

В 1990-е гг. повысилась воспитательная и социальная роль Церкви. Праздник православного Рождества Христова стал нерабочим днем. Возобновились паломничества к святым местам в Иерусалим и Мекку. В многоконфессиональной России серьезную озабоченность также вызывает деятельность запрещенных тоталитарных сект, религиозных экстремистов, например ваххабитов на Северном Кавказе.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. Либерализация экономики повлияла на структуру периодических изданий, их объем и содержание. Годовой тираж СМИ сократился в 5,4 раза, т.к. для большинства россиян выписка периодики стала недоступной.

Заметно выросла роль телевидения. Появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал огромным диапазон информационных и развлекательных передач. Для СМИ в целом стали характерны ангажированность, тяготение к сенсационности.

Отсутствие национальной идеи для современной России вызывало озабоченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи. Однако задача не решена и поныне.

Российское искусство

Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Отечественные реалистические традиции в литературе развивали В. Астафьев ("Прокляты и убиты"), В. Распутин ("В одном сибирском городе"), В. Белов ("Повседневная жизнь русского Севера"), Ю. Бондарев ("Без милосердия"). Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов "Улетающий Монахов", Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"), В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"), В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"), Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины"). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".

Отсутствие государственного финансирования привело к резкому сокращению выпуска фильмов. В 1995 г. было снято только 46 фильмов, что привело к доминированию на кинорынке страны западных лент. Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", П. Лунгина "Такси-блюз", В. Тодоровского "Страна глухих", А. Рогожкина "Особенности национальной охоты", Э. Рязанова "Старые клячи", С. Бодрова-старшего "Кавказский пленник", В. Хотиненко "Мусульманин". В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: "Брат" (1997 г.), "Брат-2" (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины "Возвращение", 2003 и "Как я провел этим летом", 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.

Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаризде, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.

В 1990-е гг. в русской рок-музыке социальная тематика уступает место песням, отражавшим чувства и переживания молодежи: "Бесконечность" Земфира, "Медведица" "Мумий Тролль", "Нас не догонят" t.a.T.u.

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.

Воплощением идеи "минимонументализма" стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.

В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Возникли новые театры и студии: "Мастерская П. Н. Фоменко", "Табакерка" О. Табакова, "Театр Луны" С. Проханова. Возродились спектакли-антрепризы. В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.

Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

Из документа (Интервью академика РАН Д. С. Лихачева, 1996 г.):

"Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как Отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла…"

Источник.

Вам понравилась статья?

Проголосовали:4

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

3 комментария
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Владимир
Подписчиков 4828
17.01.2021, 09:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Спецслужбы США и других паразитов уничтожают образование в Мире. Спецслужбы ...
Подробнее
Неинтересно
-1
12
Владимир
Подписчиков 4828
позавчера, 08:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Сальма Хайек — мексиканская актриса, продюсер и модель, обладательница впечатляющего ...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1711
05.02.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
ВведениеОтносительно стигматизации в отношении инвалидов на рабочем месте я уже писала, а сегодня ...
Подробнее
Неинтересно
0
27
Засыпкин Константин Николаевич
Подписчиков 595
18.12.2023, 14:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг143.2к
Наша жизнь всё больше и больше напоминает анекдот. Один сплошной, но по большей ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7103
18.06.2023, 19:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.9М
Активная трансформация процессов экономики не обходит стороной и рынок труда. В недавнем ...
Подробнее
Неинтересно
-1
77
Макаров Никита Евгеньевич
Подписчиков 24
06.03.2023, 18:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг855
Фотограф - это профессионал, который занимается созданием фотографических изображений, используя ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Елена Викторовна
Подписчиков 1477
23.02.2023, 18:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.7М
Друзья, как вам современная система образования? Прошу не оставайтесь равнодушными и пройдите данные опрос.
Подробнее
Неинтересно
0
8