Евгений
Евгений Подписчиков: 1

Проблемы университетов глазами преподавателей Спецпроект DOXA о недостатках системы образования

89 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 7,96 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Проблемы университетов глазами преподавателей

Спецпроект DOXA о недостатках системы образования

DOXA поговорила с преподавателями различных вузов о том, что их не устраивает в российской системе высшего образования.

Они утверждают, что образование далеко от запросов рынка, бумажной работы слишком много, а на деньги от преподавания нельзя жить — и это лишь некоторые из длинного списка проблем.

Авторка: Елизавета Шапатина

Верстка: Саша Бессмертная

Кликайте на

чтобы узнать подробности

о каждой из них

«Я программист, и три года преподавал ради интереса — не ради заработка, на энтузиазме. С чем я сталкивался студентом и что вижу сейчас — образование очень далеко от реалий и запросов рынка».

(Валерий Студенников, программист, преподавал в СГАУ им. Королева)

«Иногда бумажная работа действительно к чему-то приводит, без нее не получится ввести новую дисциплину, запустить новый курс. Но часто можно отправить пустой файл со своей фамилией, и его не откроет никто в ближайшие десять лет».

(Яна Коломиец, на момент разговора с DOXA работала на журфаке МГУ)

«Качество образования вузов в крупных городах, с серьезными ресурсами и большой историей, гораздо выше, чем в других местах. Получая равноценные дипломы о высшем образовании, люди оказываются в неравных ситуациях».

(Александр Филиппов, профессор Школы философии ВШЭ)

«По опыту общения со студентами могу сказать, что им не хватает психологической поддержки. Многие переезжают в Москву в 17-18 лет и сталкиваются с необходимостью начать самостоятельную жизнь, полностью обеспечивать себя. Бывают другие случаи, которые студенты не всегда могут пережить: расставание с любимым человеком, смерть близкого. Конечно, это сказывается на получении образования».

(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)

«Переизбрание по конкурсу — дамоклов меч, который висит над сотрудниками вузов. Это типичная форма увольнения неудобных людей».

(Максим Балашов, бывший преподаватель Физтеха)

«Престижность университетского образования упала еще в 90-е из-за того, что дипломы покупались и продавались. И снова начала повышаться, когда благодаря “Диссернету” и другим инициативам плагиат стали искоренять. Проблемы возникнут, если мы не прекратим его дальнейший рост и не создадим условия для нормальной апробации научных знаний».

(Денис Примаков, доцент кафедры процессуального права в ВАВТ)

«У нас плохая система оплаты преподавательского труда. Сотрудники администрации прописывают себе любое жалованье, а между остальными распределяют то, что остается. Изменить ситуацию можно. Например, закрепить: зарплата преподавателя составляет столько-то процентов от зарплаты ректора, зарплата проректора – столько-то… Создать градацию».

(Денис Примаков, доцент кафедры процессуального права в ВАВТ)

«Человек может быть прекрасным специалистом, ученым, но не уметь делиться знаниями – или не гореть этим желанием. И, с другой стороны, человек может быть прекрасным преподавателем, но не суперуспешным и реально потенциальным в науке».

(Алина Хавронич, преподаватель Школы иностранных языков ВШЭ)

«В вузах разная политика отчисления, но в целом до получения дипломов доходит больше людей, чем заслуживает. В итоге мы получаем множество невостребованных специалистов на рынке труда. Не говоря о случаях, когда диплом покупается — хотя в вузах, с которыми я сотрудничаю, с такой практикой я не сталкивалась».

(Яна Коломиец, на момент разговора с DOXA работала на журфаке МГУ)

«Онлайн-образование — еще один вызов университету. С одной стороны, оно позволяет любому человеку с улицы услышать лучших лекторов лучших университетов, заплатив сравнительно небольшие деньги. С другой, многие навыки и знания могут быть переданы только лично, при контроле успеваемости».

(Александр Филиппов, профессор Школы философии ВШЭ)

«Я считаю проблемой переход на болонскую систему образования — разделение специалитета на бакалавриат и магистратуру. Четыре года обучения не позволяют освоить материал, на изучение которого раньше отводилось пять. Пришлось отказаться от ряда фундаментальных предметов, расширяющих кругозор. Кроме того, те, кто приходит в магистратуру с непрофильных специальностей, с другой базой и уровнем подготовки, не могут устранить пробелы в знаниях».

(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)

«ЕГЭ не позволяет школьникам развить критическое мышление, научиться устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать широту кругозора. Если бы всем университетам разрешили принимать абитуриентов по результатам собственных вступительных испытаний, уровень поступающих был бы выше».

(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)

«900 часов в год — конечно, это сложно, и это только лекционное время. А ведь прямая обязанность преподавателя — еще научная работа, которая не должна состоять только из “надо”: надо сделать, надо написать, надо сдать. Наука — это творчество. А коняга из сказки Салтыкова-Щедрина творчеством заниматься не может».

(Марина Силаева, доцент в МГОУ им. Крупской)

«Наши ученые не менее талантливы, чем западные, но не осведомлены о том, что происходит на переднем крае науки, из-за слабой академической мобильности».

(Артем Никоноров, профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики в СГАУ)

«У нас, как и на Западе, все держится на грантах, но за границей их суммы крупнее. Зарубежный ученый выигрывает грант и спокойно работает, российскому приходится набирать два-три гранта и тратить на поиск финансирования больше времени, чем на работу».

(Артем Никоноров, профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики в СГАУ)

«Часто конкретный курс может быть неактуален и у вуза нет способа об этом узнать. Стоило бы выяснять мнения студентов по поводу предметов. Не надо обязывать вузы как-то на них реагировать, но хотя бы пусть выясняют».

(Валерий Студенников, программист,

Что скажете

Проголосовали: 3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Не про зарплаты и дороги. Какой вопрос вы бы задали президенту нашему Владимиру Путину, чтобы понять главное? Мой личный опыт

Приветствую, дорогие читатели! Знаю, многие сейчас "жмутся" от одной мысли: «Ой, опять эти «прямые линии»… А смысл?» Понимаю это чувство полного скепсиса. Я и сама такой скептик, пока лично не столкнулась.

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео