Проблемы университетов глазами преподавателей Спецпроект DOXA о недостатках системы образования
Проблемы университетов глазами преподавателей
Спецпроект DOXA о недостатках системы образования
DOXA поговорила с преподавателями различных вузов о том, что их не устраивает в российской системе высшего образования.
Они утверждают, что образование далеко от запросов рынка, бумажной работы слишком много, а на деньги от преподавания нельзя жить — и это лишь некоторые из длинного списка проблем.
Авторка: Елизавета Шапатина
Верстка: Саша Бессмертная
Кликайте на
чтобы узнать подробности
о каждой из них
«Я программист, и три года преподавал ради интереса — не ради заработка, на энтузиазме. С чем я сталкивался студентом и что вижу сейчас — образование очень далеко от реалий и запросов рынка».
(Валерий Студенников, программист, преподавал в СГАУ им. Королева)
«Иногда бумажная работа действительно к чему-то приводит, без нее не получится ввести новую дисциплину, запустить новый курс. Но часто можно отправить пустой файл со своей фамилией, и его не откроет никто в ближайшие десять лет».
(Яна Коломиец, на момент разговора с DOXA работала на журфаке МГУ)
«Качество образования вузов в крупных городах, с серьезными ресурсами и большой историей, гораздо выше, чем в других местах. Получая равноценные дипломы о высшем образовании, люди оказываются в неравных ситуациях».
(Александр Филиппов, профессор Школы философии ВШЭ)
«По опыту общения со студентами могу сказать, что им не хватает психологической поддержки. Многие переезжают в Москву в 17-18 лет и сталкиваются с необходимостью начать самостоятельную жизнь, полностью обеспечивать себя. Бывают другие случаи, которые студенты не всегда могут пережить: расставание с любимым человеком, смерть близкого. Конечно, это сказывается на получении образования».
(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)
«Переизбрание по конкурсу — дамоклов меч, который висит над сотрудниками вузов. Это типичная форма увольнения неудобных людей».
(Максим Балашов, бывший преподаватель Физтеха)
«Престижность университетского образования упала еще в 90-е из-за того, что дипломы покупались и продавались. И снова начала повышаться, когда благодаря “Диссернету” и другим инициативам плагиат стали искоренять. Проблемы возникнут, если мы не прекратим его дальнейший рост и не создадим условия для нормальной апробации научных знаний».
(Денис Примаков, доцент кафедры процессуального права в ВАВТ)
«У нас плохая система оплаты преподавательского труда. Сотрудники администрации прописывают себе любое жалованье, а между остальными распределяют то, что остается. Изменить ситуацию можно. Например, закрепить: зарплата преподавателя составляет столько-то процентов от зарплаты ректора, зарплата проректора – столько-то… Создать градацию».
(Денис Примаков, доцент кафедры процессуального права в ВАВТ)
«Человек может быть прекрасным специалистом, ученым, но не уметь делиться знаниями – или не гореть этим желанием. И, с другой стороны, человек может быть прекрасным преподавателем, но не суперуспешным и реально потенциальным в науке».
(Алина Хавронич, преподаватель Школы иностранных языков ВШЭ)
«В вузах разная политика отчисления, но в целом до получения дипломов доходит больше людей, чем заслуживает. В итоге мы получаем множество невостребованных специалистов на рынке труда. Не говоря о случаях, когда диплом покупается — хотя в вузах, с которыми я сотрудничаю, с такой практикой я не сталкивалась».
(Яна Коломиец, на момент разговора с DOXA работала на журфаке МГУ)
«Онлайн-образование — еще один вызов университету. С одной стороны, оно позволяет любому человеку с улицы услышать лучших лекторов лучших университетов, заплатив сравнительно небольшие деньги. С другой, многие навыки и знания могут быть переданы только лично, при контроле успеваемости».
(Александр Филиппов, профессор Школы философии ВШЭ)
«Я считаю проблемой переход на болонскую систему образования — разделение специалитета на бакалавриат и магистратуру. Четыре года обучения не позволяют освоить материал, на изучение которого раньше отводилось пять. Пришлось отказаться от ряда фундаментальных предметов, расширяющих кругозор. Кроме того, те, кто приходит в магистратуру с непрофильных специальностей, с другой базой и уровнем подготовки, не могут устранить пробелы в знаниях».
(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)
«ЕГЭ не позволяет школьникам развить критическое мышление, научиться устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать широту кругозора. Если бы всем университетам разрешили принимать абитуриентов по результатам собственных вступительных испытаний, уровень поступающих был бы выше».
(Дарья Соколова, старший преподаватель журналистики в МГУ)
«900 часов в год — конечно, это сложно, и это только лекционное время. А ведь прямая обязанность преподавателя — еще научная работа, которая не должна состоять только из “надо”: надо сделать, надо написать, надо сдать. Наука — это творчество. А коняга из сказки Салтыкова-Щедрина творчеством заниматься не может».
(Марина Силаева, доцент в МГОУ им. Крупской)
«Наши ученые не менее талантливы, чем западные, но не осведомлены о том, что происходит на переднем крае науки, из-за слабой академической мобильности».
(Артем Никоноров, профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики в СГАУ)
«У нас, как и на Западе, все держится на грантах, но за границей их суммы крупнее. Зарубежный ученый выигрывает грант и спокойно работает, российскому приходится набирать два-три гранта и тратить на поиск финансирования больше времени, чем на работу».
(Артем Никоноров, профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики в СГАУ)
«Часто конкретный курс может быть неактуален и у вуза нет способа об этом узнать. Стоило бы выяснять мнения студентов по поводу предметов. Не надо обязывать вузы как-то на них реагировать, но хотя бы пусть выясняют».
(Валерий Студенников, программист,
Что скажете
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты